12 мая Невидимый театр вновь показал премьерный спектакль "Друг мой" по пьесе Константина Стешика, которая пришлась очень ко времени, рефлексируя эпидемию одиночества и непрекращающегося поиска своего человека. Семён Серзин решил пьесу в форме моноспектакля, сделал ставку на Олега Рязанцева и не прогадал - ведь его знает весь просвещённый Петербург, даже те его представители, кто ни разу не был в МДТ, и все без исключения любят.
Спектакль получился лаконичный и честный, режиссёр на протяжении часового действия обходится без сложных художественных приемов, лишь показывает нам в финале на экране маленькие фигурки персонажей, отсылая к приёмам Шерешевского: в его версии текста Стешика мир панельных домов и людского равнодушия, часто встречающегося, но все же не повсеместного, рисуют в режиме реального времени. При этом в Невидимом у нас есть всё, что нужно: романтично-индустриальный пейзаж коричневых кирпичных зданий, кусочек Санкт-Петербургского неба, о котором поёт в спектакле "Сплин" - свой кусочек в заводское окно увидит каждый зритель, какое бы место ему ни выпало. Декорацией постановки стала комната, атмосферой - тепло родного дома, если продолжать навеянные музыкальной темой ассоциации.
Мы пришли в гости к немолодому одинокому мужчине, который, чтобы развлечься, играет в приставку и смотрит в окно. Мы оказались здесь, чтобы выслушать его, и он начинает рассказ. Однажды ночью вместе с другом наш герой без имени вышел за сигаретами, спас (или почти спас, этого мы никогда не узнаем) неизвестного раненого, точно спас от одиночества крепкого мужика, который боится спать, потому что ему кажется, что в доме кто-то есть. Эта ночь была полна приключений: в друзей стреляли, они дрались без какой-либо причины, рассказ переносит зрителей в мир жестоких и странных мужских игр, в которые играют, должно быть, чтобы не было скучно.
Спектакль Семена Серзина красив своей простотой: такие истории мы можем услышать от попутчика в поезде, соседа, курящего на балконе. Их может рассказать нам наш друг. Во времена тотального одиночества мы всё же не можем обходиться друг без друга. Мои друзья верят в меня даже в те моменты, когда я готова сдаться, странные люди. Люблю их очень.
Путешествие по городским окраинам, которое совершили два друга, два единственных друга, хорошо попадает в моё сегодняшнее настроение. Мне нужно было всего лишь доехать до Невидимого театра, я бывала там не раз, но началась какая-то мистика. Автобус отвёз меня на Петроградскую сторону вместо Васильевского, я шла сквозь ветер через Неву, заблудилась несколько раз возле Библиотеки РАН и в результате, отчаявшись, приехала в театр на такси. Думаю, эта долгая дорога была нужна, чтобы я познала саму себя и нашла ответы. Ночное путешествие за сигаретами было нужно герою Олега Рязанцева, чтобы побыть в последний раз со своим лучшим другом. Спектакль "Друг мой" оставляет печальное, но светлое послевкусие, и, думаю, каждый вышел из Невидимого, вспомнив тех, кого он потерял навсегда.
Текст: Алла Игнатенко
Фото Невидимого театра