Для женщины события делятся на два типа: “накраситься и надеть платье” и “помытой головы не стоило”. Первые переходят в разряд вторых стремительно в процессе вечера, заранее не угадаешь. В платье и с макияжем на это событие захотелось пойти после прочтения анонса. Event-театр приглашал на фрегат “Благодать”. Не была там, но могу нафантазировать шик трехпалубного ресторана с видом на акваторию Невы. “Окунитесь в невероятную атмосферу 19 века”, “иммерсивная постановка”, “грандиозный аукцион”, “актеры - тоже зрители” я перевела себе так: будут актеры в исторических костюмах, а 19 век - это красивые костюмы. Актёры будут не только на сцене, но и рядом со мной, и в этот момент на меня будет обращено общее внимание. Аукцион - это что-то на богатом, если я хочу окунуться в действие и не отвлекаться на переживания о внешнем виде, надо собираться ответственно.
Собираться ответственно на мероприятие, когда ты женщина в 36 - это устать в процессе трижды: когда погладила платье, когда сообразила макияж и прическу и когда застегнула на спине 12 пуговичек. Так что из дома я выходила, надеясь, что это мероприятие того стоит. Но в предвкушении. Когда ходишь в театр раз в неделю, через несколько лет это перестает восприниматься как Событие. Совсем немного театров остается, куда не натягиваешь джинсы, а в этот майский вечер спектакль изменил мой день и захватил мое внимание за несколько часов до начала. Это редкость и приятный факт сам по себе.
То, что мои ожидания касаемо атмосферы сбылись, я поняла, не пройдя и десяти шагов по залу ресторана - деревянный интерьер: два яруса и ложа, сервированные столы, мягкие тяжелые стулья и кресла, бордовые портьеры скрывают сцену, девушки из шоу-балета “Imperia-Dance” в платьях канкан порхают меж столов, флиртуют и одаривают гостей улыбками. Зал наполнялся нарядными людьми. Появились официанты с блюдами - можно было заказать ужин по меню ресторана. Поужинать в такой атмосфере - еще один приятный отдельный факт. Благодаря деталям, находящимся в зале актерам, интерьеру, посуде, цветам и запахам было легко погрузиться в игру - спектакль еще не начался, а я уже чувствовала себя дорогой в обоих смыслах гостьей.
Каждому зрителю было определено место. На столе передо мной, кроме приборов и посуды, лежала программка в виде дореволюционной газеты, аукционная табличка, карточка с описанием моей роли и цветок - роза, которая тонко пахла, я даже не сразу поняла, что она искусственная. Мне досталась фраза из роли Софи, компаньонки дважды вдовствующей женщины. Ее история была тут же, в газете, в разделе “Знакомства”. Екатерина Петровско-Разумовская не могла пропустить такое событие и собиралась посетить аукцион с целью найти богатого кандидата на роль третьего мужа. Шикарная дама в кринолинах с перьями и веером (ее играла Елена Голливудова) как раз присоединилась за наш стол, сомнений не было - это и есть моя компаньонка, и у нее все шансы найти и третьего мужа, и четвертого.
До блестящего впечатления к вечеру оставалось добавить две детали: сюжет и иммерсивность. После такого яркого начала нужно будет держать планку весь вечер. Будет ли интересно жить эту историю два часа? Сюжет спектакля основан на импровизации. Это означает, что большинство реплик актеров уникально. Это куда сложнее игры по готовому тексту. Для меня как для зрителя иммерсивность вызывает тревогу - не выставят ли меня в неловком свете публично? Как на происходящее будут реагировать другие зрители? Магия удастся, только если всем - и зрителям, и актерам - весело и не стыдно играть в одно и то же. При этом в любой точке все может пойти не так. Зритель замешкался, отказался от своей роли или сделал что-то неожиданное, шутка оказалась неловкой или несмешной. Актерам нужно будет выкручиваться. Бесталанная импровизация легко приведет к разочарованию.
По задумке режиссера Владислава Кучина, художник Вениамин Павлович Кучини (роль Кирилла Трофимова) прибыл в Россию после смерти своего деда, тоже знаменитого художника, и устраивает аукцион картин. На аукционе закручивается детективная история в стиле Фандорина, и советник по особым делам Александр Бенуа (роль Валерия Лаппо) к финалу раскрывает запутанное дело.
Сложные моменты были. Не все зрители поняли, что у них есть роль и где ее прочесть, но начали ориентироваться в процессе, глядя друг на друга. Реплику из моей роли Софи мне сказать не удалось, так как госпожа Петровско-Разумовская не договорила фразу перед моей до конца, а отправила на сцену воздушный поцелуй. Зал зааплодировал, места для реплики не осталось, действо понеслось дальше. С дополнительной задачей моей роли - кидать цветы танцовщицам канкана - я справилась блестяще. Формат аукциона всех захватил. На входе у лакея зрители получили “деньги” - 1000 рублей. Начальная цена лота была 100 рублей с шагом в 10. При желании игровые деньги можно было докупить за настоящие. Картины аукциона действительно доставались зрителям, так что разворачивалась нешуточная борьба, а итоговая цена за лот доходила до 6000 игровых денег. Новые владельцы картин выходили на сцену и получали лот из рук художника. Мастерство управления зрительским интересом, как и мастерство импровизации, блестяще продемонстрировал аукционист (Юрий Красильников). Страсти гасили лиричные вокальные номера в исполнении Романа Троева и два антракта. В антрактах актеры не уходили. Зрителям можно было продолжать общаться из ролей посетителей аукциона, продолжать быть зрителями и подходить к актерам фотографироваться (в зале работал профессиональный фотограф) или выйти на палубу любоваться вечерним городом.
Послевкусием вечера было ощущение, что я побывала на дорогом закрытом мероприятии, созданном по авторскому сценарию. Оказалось, оно близко к истине. Впервые спектакль “Нарисованный наследник” был поставлен в 2019 году для частного заказчика. Помимо спектаклей по билетам, Event-театр создает шоу с полным погружением на свадьбах, корпоративах, устраивает рекламные акции и тимбилдинги. Большая радость, что для участия в таком действе не нужно устраивать себе свадьбу или корпоратив, а можно просто купить билет за приемлемые деньги. Я, возвращаясь домой и обдумывая вечер, решила, что он стоил помытой головы, часа на макияж, глажки и каждой из 12 застегнутых на спине пуговичек.
Текст: Катерина Егорова
Фото организаторов