25 мая на сцене Молодежного театра на Фонтанке в рамках XXIV Международного театрального Фестиваля ТЮЗа им. А.А. Брянцева состоялось два показа спектакля "Я - Сергей Образцов" Театра кукол им. С.В. Образцова.
Это очень семейная постановка-байопик. Режиссёр спектакля – внучка знаменитого кукольника Екатерина Образцова, а главную роль исполнил Евгений Цыганов — также дальний родственник Образцова: Сергей Владимирович был двоюродным братом его бабушки.
У меня сложилось впечатление, что это не спектакль в классическом его понимании – с коллизией и кульминацией – а документальный концерт. Неспешное повествование избранных моментов жизни, все острые углы сглажены – рассказано только про одну жену, Софью, умершую после вторых родов, а про вторую, Ольгу, появившуюся через три года после смерти первой, не упомянуто вовсе. Некий конформизм показан аккуратно и даже мягко – друзей Сергея Владимировича посадили, некоторых знакомых расстреляли, ему, как беспартийному, грозили закрытием постановок, но эти события показывались без остроты, обыденно и задумчиво. Но, конечно, спектакль не про конфликты и противостояния. Чувствуется, что его ставила родственница – всё сделано с большой теплотой и любовью, но остаётся чёткое ощущение однобокости и наивности.
В живом плане на сцене присутствует только один артист – Цыганов, остальные – это куклы (Константин Дубичев, Оксана Чабанюк, Венчислав Хотяновский, Татьяна Сергеева и другие), обозначающие великих людей эпохи – Лидию Русланову, Леонида Утёсова, Любовь Орлову, Фёдора Шаляпина, Александра Вертинского… Образцов прожил долгую жизнь, девяносто лет, и был лично знаком со многими культовыми людьми двадцатого столетия. Да он сам был легендарной личностью – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат множества значительных премий.
Всё пространство сцены занимают белые ступеньки – «ступеньки памяти» («По ступенькам памяти» – так называется автобиографическая книга), уходящие ввысь – на них происходит большая часть спектакля. Вереница кукол (художники Сергей Алимов и Александра Дашевская) – от старенькой выкройки-рукавички Бибабо до любимой куклы Тяпы, в изготовлении которой использовались настоящие волосы сына Алёшки, – возникает в сценах-воспоминаниях. Они кружат и иногда замедляются – вот маленькому «Серёже-кривой роже» пять лет, и он впервые заинтересовался куклами, вот он учится, вот знакомится с будущей женой и пробует поступить к великому Владимиру Немировичу-Данченко... Замечательная и необыкновенная поездка на гастроли в Америку на долгие восемь месяцев, рождение сына и дочки, болезнь и смерть любимой супруги – перед нами проходит вся жизнь великого артиста. Появление собственного театра, юбилейный концерт в «Останкино», ответы на вопросы зрителей… Мы видим основные вехи судьбы, доверительно рассказанные с улыбкой, и иногда напоминающие не настоящие факты, а актёрские байки. Параллельно герой демонстрирует различные типы кукол – марионетки, тростевые, перчаточные – и тут же объясняет публике, в чём их особенности. Он обращает внимание на мелкие детали, на то, над чем обыватель обычно не задумывается, когда говорит о кукольном театре, а рассказчик раскрывает его как цельный организм, как значимое явление.
На заднем плане на огромном экране то появляются, то исчезают оригинальные рисунки самого Сергея Владимировича вперемежку с кадрами кинохроники (видеохудожник — Юлия Михеева). Действие сопровождается узнаваемым с первой секунды музыкальным сопровождением – это популярные шлягеры и цыганские романсы.
Безусловный центр притяжения внимания - Евгений Цыганов - вовлекает зрителей в орбиту своего таланта сразу же, даже ещё не появившись на сцене – мы слышим его голос, так похожий на манеру говорить знаменитого кукольника. Все эти интонации сняты бережно, работает он с ними внимательно и осторожно от первой сцены и до финала. Наблюдая за игрой Евгения, нельзя не вспомнить его другую крупную роль, настоящую роль-маску в спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция», премьера которого была в 2021 году, на восемь месяцев раньше постановки «Я – Сергей Образцов». Но там его лицо было почти полностью закрыто маской, гримом, а тело закрепощено в громоздкие костюмы и бутафорские толщинки так, что за всей этой скульптурной деформацией не сразу узнавался артист. Тут же Цыганов был открыт зрительскому взору, вновь играя постановщика – только тут уже конкретного, а не собирательный образ какого-то Режиссёра. Добавляя вкрапления «от себя», он мастерски разворачивает свой образ, своё прочтение роли Образцова, погружая в достоверность и подлинность. В финальном монологе уже седой и старенький Образцов говорит о важной роли наставника, о любви, о талантливых людях. Он транслирует гуманизм и отсутствие безразличия к человеческой судьбе, тем самым укрепляя веру в добро, в чудо, в человека.
Текст: Дарина Львова
Фото театра