19 мая состоялась церемония закрытия XXXI Всероссийского Кинофестиваля «Виват кино России!». Ведущие церемонии: актриса театра и кино Анна Большова и актер театра и кино Анатолий Лобоцкий объявили победителей конкурсной программы. На концерте выступили: певец Сергей Рогожин и участница конкурса «Детское Евровидение – 2020» от России София Феськова.
Традиционно перед объявлением победителей были вручены призы выдающимся артистам. Приз «Признание» за впечатляющую галерею мужских образов» на киноэкране получил советский и российский актер театра и кино, народный артист России Сергей Мигицко («Андерсен. Жизнь без любви», «Соломенная шляпка», «Сентиментальный роман»). После вручения приза «Признание» за галерею женских образов актрисе, которую запечатлел Петров-Водкин («Девочка с куклой») и которая поднялась на сцену впервые более шестидесяти лет назад - Татьяне Пилецкой («Разные судьбы», «Сильва») весь зал аплодировал стоя. Сергей Рогожин поздравил актрису, исполнив романс «Не спрашивай, зачем унылой думой» на стихи А.С. Пушкина.
Любовь зрителей заслужил Александр Горбатов, которого читатели «Панорама ТВ» посчитали «Лучшим актёром в отечественном сериале» за роль в «Шаляпине» режиссера Егора Анашкина. «Лучшей актрисой в отечественном сериале» была признана Мариэтта Цигаль-Полищук за роль Раневской, а лучшим телесериалом зрители посчитали картину «Раневская».
Весь зал аплодировал стоя, когда «Приз прессы», «Приз зрительских симпатий» и приз «За лучшую мужскую роль» получил фильм «Доктор» режиссера Артема Темникова и актер Сергей Пускепалис посмертно. Как мудро отметила Светлана Крючкова: «фильм учит человека быть человеком». Режиссер рассказал, что Сергей успел посмотреть фильм и озвучить, после чего подытожил: «получилось у нас с тобой кино». Член жюри Татьяна Рассказова сообщила зрителям, что жюри единогласно приняло решение присудить премию Сергею Пускепалису, т.к. «это не приз памяти, а блестящая актерская работа».
«Доктор» - глубокий, трогательный фильм. Как и следует из названия, главный герой – доктор Иван Сергеевич, работающий с детьми с психическими и неврологическими отклонениями. Он выбирает к ним альтернативный подход, предпочитая сухим инструкциям душевность, сопереживание, доброту и человечность. Сергей Пускепалис сыграл такого человека, который способен самоотверженно служить своему делу и близким. Он заботится о престарелой матери и готов без выходных помогать своим юным пациентам справляться с тем, что даже взрослым бывает не по силам. И как это часто бывает, проблемы детей непосредственно связаны с теми ошибками, которые совершили их родители. Один ребенок считает себя зверем, другой – фашистом, но самый сложный случай – это мальчик, который не может справиться с огромной материнской любовью, в которой тревога, страхи и ожидания стали тем клубком, который предстоит распутать психотерапевту. В основе такого глубокого понимания детей то, что сам врач, как отмечает его любимая женщина и руководитель – «подросток». Это же подтверждает единственная среди его пациентов девочка, которая выпила таблетки, чтобы покончить собой: «Вы вроде бы умный, а ведете себя как мой ровесник». Их терапевтический контакт, в котором каждый из них открывает в себе что-то новое, – основная линия фильма, которая ведет к простой мысли: бывает больно, но «после каждого разговора по душам, душе становится легче». «Доктор» - удивительное кино, в нем очень много красоты, света, любви и теплоты. В фильме есть отсылки к культовому кино и литературе: «Пролетая над гнездом кукушки» и «Над пропастью во ржи». Но все-таки самый сильный момент – это когда мальчик-"фашист" смотрит фильм Элема Климова «Иди и смотри».
Приз «За лучшую женскую роль» вручили сразу двум актрисам – Валентине Теличкиной и Ольге Лапшиной за прекрасный тандем в фильме «Огород» режиссера Ларисы Садиловой. Этот же фильм получил Гран-при фестиваля. Валентина Теличкина призналась: она интуитивно предчувствовала, что будет сниматься у Ларисы Садиловой, когда смотрела фильм «С любовью, Лиля», но сначала не поверила, когда Лариса Садилова сказала, что будет писать сценарий для нее. «Огород» - очень искреннее, душевное, комичное и теплое кино о семейных ценностях, доброте, провинциальной гармонии и той нежности, которая может возникнуть между людьми независимо от возраста. Несмотря на то, что съемки фильма длились всего двадцать один день, его создателям удалось передать необыкновенное чувство родины.
Приз «За лучшую операторскую работу» получил оператор Антон Дроздов-Счастливцев за фильм «Аманат» режиссеров Рауфа Кубаева и Антона Сиверса. И это неудивительно: в фильме крупными планами великолепно создан контекст. Красивые съемки горных пейзажей, так же, как музыка, стихи, костюмы, пасторальные чаепития создают глубокое погружение в атмосферу времени. В диалогах есть нечто сентиментальное. Это фильм эпохи романтизма. Возвышенные взгляды, мечты о горах, любовь, пронесенная сквозь года, доброта и искренность. Фильм о выборе и тех вещах, которые «важнее счастья». Герою предстоит принять очень много важных решений, например, что выбрать: друга или любимую девушку, ту родину, в которой родился, или ту, в которой провел всю жизнь. Есть параллели с «Ромео и Джульеттой». Стилистически фильм похож и на «Гардемаринов», и на фильмы о Фандорине.
Приз «За лучшую режиссуру» был присужден режиссеру Олегу Погодину за блокбастер «Сирийская соната» с Еленой Север («Мата Хари»), Гошей Куценко («Упражнения в прекрасном», «Инсомния») и Константином Лавроненко («Изгнание», «Территория») в главных ролях. Фильм получился музыкальным и психологичным. «Я бы в России весь этот «психоанализм» запретил», - говорит редактор журнала и отправляет журналистку Татьяну, травмированную долгими годами работы в горячих точках, в Сирию снимать культурное мероприятие: выступление симфонического оркестра под руководством маэстро Виктора Февралева (Константин Лавроненко). По совету психоаналитика Таня бьет яйца каждый раз, когда у нее начинается паническая атака. Атмосфера на концерте напряженная. И, если одни музыканты пытаются договориться, то другие пишут втихаря докладные. Татьяна показана роковой красоткой – она покоряет сердца всех мужчин, включая дирижера и охрану, может спрятаться в вентиляции и победить свои страхи. Февралев дирижирует не только музыкантами, но и лампами в коридоре. В целом, музыка – отдельное пространство фильма: боевые действия под сонату Бетховена выглядят очень атмосферно, равно как и Куценко, читающий рэп в образе Деда Мороза.
Артхаус Ивана Твердовского «Наводнение» не получил наград, но, тем не менее, заслуживает внимания. Фильм снят в реалистичной манере: разговоры тихим голосом, сплетни, угрозы, долгие взгляды, за которыми угадывается комплекс эмоций – от подавляемого гнева до дружелюбия. Камера – ручная по законам «Догмы» Триера. Движение камеры повторяет движение волн. «Наводнение» – фильм о человеческой жестокости, бессердечии и равнодушии. Есть отсылки и к «Пугалу», и к «Психо». Главная героиня – аутсайдер. Она потеряла родителей, ее отвергает самая близкая родственница, члены команды и все вокруг. Ей противопоставлен образ тети – жестокой агрессивной женщины, проживающей боль с яростью в своем ритме через месть и преступление. Фильм символичный, например, очень значимым становится образ рыбы, попавшей сюда то ли с картины Магритта, то ли из психоанализа, то ли из «Крестного отца». При этом «Наводнение» — это и картина о любви и жизни, с безусловным принятием в финале.
Еще один фильм конкурсной программы – это «1941. Крылья над Берлином» Константина Буслова. Его характерные черты: съемки в небе и компьютерная графика. Есть отсылки к нашим и американским военным фильмам. Например, так же, как в культовой картине «Они сражались за родину», здесь военные периодически берут паузы, плавают, загорают, а потом снова идут в бой. Фильм о героизме, достоинстве, чести и отваге обычных людей, которым пришлось преодолеть страх и совершить по-настоящему героический перелет на большое расстояние для того, чтобы одержать победу.
Следующий фильм программы – «Здоровый человек» – это фильм о совести. Что является настоящим поступком: купить игрушки в детский дом или взять одного ребенка из детского дома и вырастить; один раз помочь человеку или помогать ему каждый день? Егор (Никита Ефремов) в свои тридцать пять сталкивается с тем, что иногда невозможно что-то изменить, как ни старайся. Возможно, это кризис среднего возраста, а, возможно, экзистенциальный кризис. Егор решает стать волонтером: он танцует в костюме чебурека для больных детей и ищет потерявшихся в лесу. В фильме поставлено много вопросов, например, имеем ли мы право быть несчастными, когда жизнь – это великий дар, можно ли приносить свою семью в жертву ради помощи обществу, поможет ли помощь другим людям заполнить внутреннюю пустоту в душе. В этом смысле очень символичным становится танец Егора под песню “I’ve got a hole where my heart should be” (с англ. «У меня дыра там, где должно быть сердце») группы «The Sheepdogs». Режиссер фильма – Петр Тодоровский – продолжатель традиций своего отца Валерия Тодоровского («Любовь», «Качели») и деда Петра Тодоровского («Любимая женщина механика Гаврилова», «Интердевочка»).
Последним фильмом конкурсной программы был «Петр I. Последний царь и первый император». Андрей Кравчук снял фильм на стыке художественной исторической драмы, документальной картины и анимационного фильма. Режиссер предпринял попытку разобраться, кто такой Петр Первый: гений, безумец или реформатор? Для этого были приглашены эксперты: кандидаты и доктора наук, историки и преподаватели вузов. Фильм сделан очень динамично: за великолепными панорамными съемками снежных елей или моря под вариации на тему сочинений Вивальди следуют кадры с компьютерной графикой, анимация и интервью с экспертами.
Кроме показов конкурсной программы в разных кинотеатрах города проходили специальные программы "Я, ты, он, она", вместе – дружная семья» ("Большая семья", 1954, "Мама вышла замуж", 1969, "Молодая жена", 1978 и др.), "К 95-летию Вячеслава Тихонова" ("Они сражались за родину", 1975, "Убить дракона", 1988 и др.), "Педагог не звание, педагог – призвание!" ("Учитель", 1939, "Первоклассница", 1949, "Подранки", 1976 и др.) и многие другие.
Еще одним значимым мероприятием фестиваля стал круглый стол на тему: "Продюсер, государство и кинопрокат. Кто владеет фильмом и кто отвечает за его судьбу?". Модератор Татьяна Муштакова подняла вопрос о том, что доходность отечественного кино значительно возросла, но продюсеры продолжают отказывать организаторам кинофестивалей. В обсуждении приняли участие директор киностудии, продюсер, работающая совместно со Светланой Дружининой над "Гардемаринами" Мельник Галина Федоровна, оператор, народный артист, педагог Хлебанов Игорь Семенович, кинорежиссер, киноактер и продюсер Сорокин Вячеслав Алексеевич, актриса и телеведущая Дарина Шарова, организаторы кинофестиваля "Виват кино России!" Людмила Томская и Ирина Павлова и другие. В ходе обсуждения были подняты темы профессионализма и кинообразования: "не набор компетенций, а стремление к искусству должно руководить действиями", а также были сделаны неутешительные выводы касательно того, что в советское время кино было на третьем месте: "водка, табак, кино", а теперь ему уделяется менее 10% и, как сказал Вячеслав Алексеевич за последние двадцать лет произошла "деградация культуры".
Несмотря на то, что фестивали способствуют продвижению фильма, продюсеры часто не хотят давать свое кино, чтобы не демонстрировать его там, где планируется прокат. При этом фестиваль "Виват кино России!" берет картины, которые уже были в прокате. В итоге мнения разделились: с одной стороны, можно говорить о том, что отечественный кинематограф находится в упадке по сравнению с культовыми фильмами советского периода, а с другой стороны, образование в таких институтах, как ВГИК, продолжает оставаться на высоком уровне, и режиссеры, все-таки, выпускают достойные картины, например, фильм "Вызов" или те представленные в конкурсной программе восемь фильмов, которые организаторы фестиваля выбрали из ста сорока, многие из которых все же оказались довольно слабыми.
После церемонии закрытия фестиваля Андрей Зайцев представил свой фильм: "14+. Продолжение". Как и следует из названия, фильм является продолжением фильма "14+". Главному герою Леше (Глеб Калюжный) исполняется 18 лет. В этом возрасте идет переоценка ценностей и выстраивается идеология. Поэтому ни доминирующая, властная, истеричная мама (Ольга Озоллапиня), ни "радиомужик"-отец (Сергей Пинчук) уже не могут диктовать свои условия. Леша забирает документы из института, потому что "святое дело – родине служить". От всех попыток родителей отговорить: "не уходи из института не совершай ошибку, зачем тебе армия, когда есть стабильность", просто сбегает. И девушка уже должна быть другого уровня. Совершенно очаровательный образ создала Полина Гухман: восемнадцатилетняя Настя врывается в жизнь Леши, как ураган, укутывает своей любовью и заряжает всю их семью новым энергетическим потоком. Фильм – синтез юмора, музыки (использованы песни групп "Комсомольск", "Аффинаж" и др.), лирики и патриотизма с данью уважения советскому кино: музыкально и сюжетно – "Я шагаю по Москве", через видео и фото – "Подранки", "Курьер", "Брат".
XXXI "Виват кино России!" подошёл к концу. Несмотря на то, что в этом году фестиваль получился особенно веселым и праздничным, благодаря комичной видеооткрытке Аркадию Инину на церемонии открытия, тому, что Гран-при взяла комедия "Огород", а после закрытия была показана молодежная комедия Андрея Зайцева "14+.Продолжение", все-таки этой радости сопутствует грусть, потому что иногда достойные люди и великие актеры уходят слишком рано. Но, на самом деле, благодаря своим работам в кино, они бессмертны. Несомненно, лучшим фильмом фестиваля стала картина "Доктор" Артема Темникова.
Текст и фото: Инна Зайцева