День рождения и суп со слезами

7 мая во Дворце искусств Ленинградской области, на новой площадке Театра на Васильевском LOFT, холодильник стал порталом в другой мир, день рождения отмечался с черными воздушными шарами, а внучка кормила бабушку кашей с червяками в двух режиссерских эскизах: абсурдистской постановке «Нежить» московского режиссера Мурата Абулкатинова по пьесе Зухры Яниковой и душевном спектакле «Никто, совершенно никто» пекинской режиссерки Ичэнь Лю по пьесе Ульяны Петровой. После показов состоялось обсуждение с организаторами фестиваля, театроведами и зрителями.



Спектакль «Нежить» — это некая параллельная реальность, в которой есть два пространства: одно – внешнее, транслируемое человеком в телевизоре, а другое представляют собой зрители с окаменевшими лицами, наблюдающие за происходящим без эмоций и осмысления. Представленный на сцене мир – это царство Аида, в котором живое действие невозможно, люди не рождаются и не умирают, нет прошлого и будущего. Те, кто обитают здесь, не дышат, не едят и не любят, потому что им незачем. Любовь здесь возможна только в притче о влюбленных, познавших абсолютное блаженство.

Из мифа любовь проникает в мир мертвых, а потом через долгий поцелуй нежить «глаголется» нежностью, тело героини становится подвижным и живым, а внутри него появляется жизнь. Но и здесь действуют свои законы абсурда. Эту жизнь зрители видят в образе девушки в холодильнике (Ксения Чекушкина), мечтательно рассказывающей обо всех тех моментах своего будущего, которые ей предстоит прожить в той жизни, которая, возможно, случится, а, возможно, и не случится, потому что «сначала надо перестать плакать и кричать». Кульминация этого, во многом, буддистского монолога – осознание того, что жизнь – это страдание, боль будет множиться, а мир не делится на черное и белое.

Режиссер Мурат Абулкатинов использовал множество приемов, усиливающих и без того мощный текст Зухры Яниковой. Инверсии выделены репризами, которые произносятся актерами с разной интонацией и отражаются эхом. Яркий момент – встреча отца будущего ребенка (Вадим Сердюков) с часовщиком под фонарем, где он решается на предательство и признается, что может сделать вид, что ничего не видел, ничего не понимает и всего боится, а «если нет памяти, то не о чем и помнить».



В этой постановке смерть противопоставлена жизни, танец – статике, а чувство – бесчувствию. В финале жители города выходят на сцену с черными шарами и, словно ожидающие Годо, ждут, «ведь им велено было ждать». И в этом ожидании есть некий луч света, ощущение, что, как сказал режиссер после спектакля, «этот мир – очень хрупкий, а явиться в него – это свет». В этом плане спектакль представляет собой и встречу с собственным страхом смерти, чтобы вслед за Муратом Абулкатиновым, у которого «любопытство в жизни побеждает страх», одержать свою победу.



И если первый эскиз больше для ума, то второй эскиз — «Никто, совершенно никто» — это, безусловно, постановка для души, которая может найти отклик у любого человека. В пьесе Ульяны Петровой, которая также была на обсуждении после спектакля, в одном пространстве сталкиваются два поколения: двадцатилетняя внучка и бабушка. Режиссерка Ичэнь Лю нарисовала очень трогательную добрую и по-детски нежную бабушку (Ольга Красикова). В начале она словно сходит на сцену с картины Зинаиды Серебряковой «Перед завтраком», расставляя тарелки и предлагая зрителям диалог: «Вы какой суп любите?». С этим же вопросом выходит и внучка. Они похожи и одновременно очень разные. Обе с характером. Бабушка со светлой улыбкой на лице капризничает и следит за девушкой, а та, в свою очередь, несмотря на всю теплоту и близость, способна накормить бабушку кашей с червяками и забыть о ней ради встречи с Лешей (в постановке это куртка на вешалке), который «не очень хороший, но она его любит».

Страх смерти, бессилие, тревога в эскизе переданы очень деликатно. Вот девушка бежит по кругу, повторяя одни и те же слова, а потом, обняв подушку, старается хоть как-то вернуть себе иллюзию безопасности. Но цикл жизни проходит, бабушка пересекает грань, а внучке остается только есть «суп со слезами».

Обе постановки современные, социально-психологические и, несмотря на мрачные экзистенциальные темы, очень светлые. Они создают эмоциональную возбужденность в зрителе, разрядка которой, благодаря организаторам, стала возможной во время обсуждения, которое проходило там же, где и показы.



Название новой площадке дал театральный фестиваль Loft, который проходит в Театре на Васильевском уже в четвертый раз. Фестиваль начался с премьеры «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Галины Зальцман. В этом году в основную программу вошли режиссерские эскизы «Полярная болезнь» Александра Карпушина, «Агата вне доступа» Евгения Серзина, «Научи меня любить» Артема Злобина, «Железный всадник» Арсения Мыцыка. Образовательная программа включала в себя лекцию «О театре и не только». После показов, кроме обсуждения со зрителями и экспертами, проходили выступления музыкантов: государственного оркестра народных инструментов «Метелица» и группы «Не’мой фронт».

Текст: Инна Зайцева

Фото Владимира Постнова 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения