30 апреля на Новой сцене Александринского театра на языке танца совершались чудеса, в едином юмористическом контексте звучали фламенко и vogue, классика и современность встретились в одной комбинации, а в завершении вечера под скрежет механизмов комедия дель арте ожила в постапокалиптическом пространстве. Все эти танцевальные спектакли Константина Кейхеля, Елены Чуриловой, Саши Кукина и других хореографов были показаны в честь последнего дня фестиваля «Пятилетка», организованного Театром танца «Каннон Данс».
Первым спектаклем вечера стала постановка «Чудо» хореографа Константина Кейхеля и композитора Константина Чистякова. Спектакль начинается с крика, в котором и боль одиночества, и ведьмовская сила. На белом линолеуме три девушки в черных костюмах станцевали совершенно магическую историю, в которой суфийские кружения, реверсивные движения и взмахи руками, словно крыльями, создали единое эмоциональное поле. В этом спектре настроений и тоска из-за инаковости, и радостное упоение от происходящей в результате проведенных ритуалов трансформации. В золотистом свечении складывается ощущение, что героини постановки черпают энергетические потоки земли, а в фиолетовом – их тени управляют силой воздуха. Повторяющийся танцевальный элемент - руки у горла и рта – это, возможно, символ подавленного голоса, рвущегося наружу, а плавные и резкие движения телом – ода свободе, которую дает новая суть. Завершает постановку бессловесный диалог со зрителями через внимательные взгляды и дыхание.
Совершенно другой по настроению стала вторая постановка вечера – юмористическая, абсурдистская зарисовка Елизаветы Некрасовой и Ирины Захваткиной «Поднимаю правую руку». Танцевальный скетч начинается под женский монолог, прочитанный мужским голосом о том, что танцевать под музыку может каждый, а хочется танцевать в тишине. Взмах правой рукой – гордый жест танцовщицы фламенко, цель которого и соблазнять, и показывать свою идентичность, где есть место и для постоянных сомнений, и для той устойчивости, которая позволяет их преодолеть и продолжать свой путь к успеху, какие бы препятствия ни стояли на пути. Постановка – сочетание несочетаемого: фламенко и vogue, вечернее платье и резкие движения современного танцевального стиля. После монолога включается этническая музыка, под которую скорость движений девушек становится феноменальной. Фольклорные составляющие вместе с элементами актерской игры стали основой для праздничной и одновременно абсурдной фантазии, в которой художественный образ и слово синтезированы в творческом акте некоей «народной» женской души.
После антракта были показаны еще три постановки. Пропагандист «Contemporary», педагог и хореограф с многолетним опытом Саша Кукин представил постановку «Разговор с Мерсом», в которой классические позиции, вроде croisee, effacee, ecartee или arabesques объединены с движениями из более современных стилей. В спектакле использованы фрагменты из спектаклей Мерса Каннингема: Summerspace, Second Hand, Tread, Ocean, Antic Meet, Sounddance, Rainforest и Loose Time. Трио в светлых платьях-рубашках под джазовую фортепианную музыку в ритмичной обработке движется по кругу, бесконечно повторяя свои движения с небольшими вариациями. В этом танце демонстрируется безмятежность, нежность и женственность. Это сочетание консервативных условностей классического танца и свободного самовыражения создает сценическое высказывание, в котором на основе формальностей, этикета и регламента появляется новый образ поведения, содержащий и благородство, и достоинство, и картинность танцевальных схем.
После расслабляющей, поэтичной и волнообразной постановки Александры Сафроновой «Посередине пути мы начинаем» состоялся последний спектакль фестиваля - “Stay solo” Ольги Васильевой и Елены Чуриловой. Первая часть постановки имеет большую силу воздействия за счет высокого градуса напряжения, которое создают две девушки, стоящие спиной к зрителям и двигающие исключительно руками под музыку, в основе звучания которой скрежет механизмов. Возможно, это люди-машины из «Метрополиса» или роботы из постапокалиптического мира, где эмоциональная жизнь вытесняется, а ей на смену приходит алекситимия и некое новое состояние совершенного, ницшеанского человека, в котором все должно быть настолько идеально, что для живого и настоящего не остается места. Когда девушки поворачиваются к зрителям, первое, что бросается в глаза – это яркий грим на лице. То ли клоуны, то ли персонажи комедии дель арте, они демонстрируют гримасы: смех и печаль, а также торжество артистов, выходящих на поклон к зрителю. С появлением выразительности меняется и музыка. Очень чувственно после техно звучит песня с завуалированной просьбой не забывать: “Don’t you forget me”. В этот момент внутри персонажей проявляется нечто живое, но ненадолго. Девушки, словно стрелки на часах или балерины в музыкальной шкатулке, кажутся кукольными образами, оказавшимися здесь для развлечения или досуга, а не для духовной жизни. Утерянная идентичность звучит и в зависшем в воздухе вопросе: «Как мое имя?», который одна из них повторяет бесконечное множество раз. “Stay solo” – это и диалог об искусстве, и печаль по утраченным за маской чувствам, и история артистов, которым так сложно сохранить себя и не слиться с ролью навечно.
Фестиваль «Пятилетка» проходил в Санкт-Петербурге с 26 по 30 апреля. Он представляет собой ежегодный смотр постановок в стиле современного танца. В этом году из более, чем 80 заявок организаторы выбрали самые лучшие спектакли, среди которых «Балаганчик» по пьесе А. Блока Анастасии Бернадской, Site specific performance «Пусть танцуют белые медведи» Анны Климаковой, «Заваленный горизонт» (Танцевальный театр «Алисий пляс»), «Сад» Лидии Антоновой, «Do you love me John?» Татьяны Красновой, постановки Театра Современного танца «Каннон Данс»: «Вкл./Выкл.» Ивана Балабанова и «Черный сад» Валерии Каспаровой и многие другие. «Пятилетка» — это не единственный фестиваль Театра танца «Каннон-Данс». Руководители театра Вадим и Наталья Каспаровы регулярно организуют фестивали современного танца, на которых представлены лучшие международные проекты в стиле «contemporary», одним из самых известных уже много лет остается “Open look”, а самым молодым можно считать “Jazz Plus”.
Текст: Инна Зайцева
Фото организаторов