Григорий Михайлович Козлов поставил спектакль "Дни Турбиных" в 2013 году, спектаклю десять лет, но складывается ощущение, что он ждал своего часа. В 2023 году, когда рушится мир, смотреть его больно, но необходимо.
Первое, что хочу сказать - это бесконечно красивый спектакль: на военную выправку, осанку и стать офицеров и солдат можно смотреть бесконечно. Они маршируют, поют песни (все знают, что "Мастерская" - самый лучший поющий театр из драматических), беззвучно кричат (мы тоже кричим, но наш голос не слышат) и танцуют. В спектакле я увидела всех героев именно такими, какими представляла их в пьесе. Алексей Максима Фомина благороден, утончен и красив. Максима я нежно люблю после спектаклей "Топливо" и "Разговоры беженцев", всегда радуюсь, встречая его на улице или в фейсбуке. Впервые увидела Максима в постановке большой формы и хочу сказать, что он органично и искренне существует в любом пространстве. Я в материале, поэтому знала, какая судьба уготовлена Алексею, но всё же оплакивала его. Война не считает жертв, она ими питается, но мы - люди, для нас каждая жизнь священна, это не просто ещё одна цифра в статистике.
Николаша (Николай Куглянт) - младший брат Алексея, в его поведении ещё ощущается ребячество юности, но на войне люди взрослеют быстро. Вначале он влюблёнными глазами смотрит на брата, хочет подражать ему и быть на него похожим. Но Алексей погибает и Николаша занимает его место, он должен заботиться о сестре и беречь свой дом, свой мир. Слава богу, грубая жизнь не ожесточает его, он остаётся таким же добрым и весёлым человеком. Великолепная актерская работа Николая Куглянта - он играет легко и по-живому, не могла оторвать взгляд.
Единственная женщина в спектакле - Елена Тальберг (Мария Валешная), хозяйка дома, жена, муж которой уехал неизвестно на сколько. Она любит братьев и никому не отказывает в помощи. Во время войны без любви не выжить. Елена влюбляется в Шервинского (Алексей Семёнов), он её тоже любит. Их линия в спектакле даёт просвет и надежду. Словно всё ещё будет хорошо и в мире по-прежнему есть любовь.
Трогательный и наивный "бедный родственник" Лариосик получился у Ильи Борисова. Он совсем не приспособлен к новым реалиям, не знает, что ему делать в меняющемся каждый день мире. В поезде у него украли чемодан с бельём, а с книгами - оставили. Я явственно вижу саму себя в этом персонаже. Что мы заберём с собой, если нужно будет срочно покидать Родину, спасаясь? Как уместить свою жизнь в пару чемоданов? Как забрать с собой сирень на Марсовом, дворы-колодцы, шум трамваев, едущих через Неву? Когда-нибудь наше время будут учить дети на уроках истории, нам просто не повезло жить на сломе эпох и быть очевидцами кровавых и страшных событий.
Сегодня я поняла, что мне невыносимо смотреть, как в людей целятся из пистолета, стреляют в них, как будто это нормально. Когда застрелили "шпиона" (Владимир Карпов), я вздрогнула. Звуки выстрелов мне так же неприятны, как Лариону и Елене, я никогда к ним не привыкну, они противоречат моей сути.
Дом Турбиных хрупкий и беззащитный, его стены словно сделаны из картона, будто его построили Ниф-Ниф и Нуф-Нуф, они не защитят от внешней жестокости и боли. Я и все те люди, которых я люблю, уже год проживаем свои собственные дни Турбиных. Наши кремовые шторы изрежут на портянки для мобилизованных, рояль выбросят на помойку, а в камине сожгут запрещённые книги.
Атмосфера спектакля щемяще перекликается с нашим временем: неизвестно, что будет завтра, но герои пытаются сохранить осколки прежней жизни. Они наряжают ёлку, пьют вино, музицируют. Раненый Николаша берёт в руки гитару и поёт песню, как будто всё хорошо и все живы. Мы в 2022 и 2023 шутили лучшие свои шутки, влюблялись, закатывали вечеринки, обнимались, ходили в театры. Нам было очень страшно, но мы жили изо всех сил назло смерти и ненависти.
В финале я могу только повторить за Алексеем Турбиным. Солдаты, снимите свои погоны и выбросьте винтовки. Этой стране до вас дела нет, возвращайтесь домой, пока вы ещё живы.
Текст: Алла Игнатенко
Фото Мастерской