С 26 по 28 мая в Севкабель Порту прошла масштабная для Петербурга ярмарка современного искусства PORT ART FAIR. В ней приняли участие 70 независимых художников, которых отобрали по open call, и 17 галерей со всей страны. Курировала проект Анна Заведий, куратор платформы и галереи Masters Digital, резиденции арт-отеля Wynwood, выставочных проектов в галереях Myth Gallery, FFTN, NAMEGALLERY, ментор образовательно-выставочных проектов.
Нам удалось поговорить с Анной в разгар ярмарки – под конец второго дня. Продажи считать еще было рано, но уже можно было поделиться промежуточными итогами. В процессе беседы к Анне подходили коллеги и гости ярмарки, чтобы поблагодарить и поделиться впечатлениями. Мы решили оставить эти моменты в разговоре, чтобы вы тоже смогли приобщиться к атмосфере и забрать себе пару рекомендаций.
ОКОЛО: Как пришла идея создать арт-ярмарку на Севкабеле? Почему именно сейчас?
Анна Заведий: Это была инициатива Севкабеля. Очень долго Порт занимался продвижением современного искусства с помощью выставок и гостевых проектов. PAF – их первый проект под собственным брендом. В этом главное отличие ярмарки от других локальных проектов. Мне пришло предложение курировать эту инициативу: я придумывала формат, сегмент, на который мы будем ориентироваться. Понимала, что нужно опираться на существующий опыт. В Петербурге была ярмарка SAM FAIR, как вы знаете. Очень хотелось работать также с независимыми художниками, дать им большую площадь. Галереи и самоорганизации тут выступили как дополнение. Мы отправили точечные приглашения некоторым проектам.
ОКОЛО: То есть галереи попали на ярмарку не по open call?
А. З.: Да, это были инвайты.
Подходит девушка, благодарит за выставку. На вопрос Анны “Что-то тебе понравилось? Что-то присмотрела?” отвечает, что понравилось все, но в фаворитах стенд галереи “ЛЮДА” как образец качественного искусства.
ОКОЛО: Вернемся?
А. З.: Да, по open call мы взяли всего две галереи: “Розовая пена” и “Устои”. Хотя, это, скорее, самоорганизации.
ОКОЛО: Какую задачу вы для себя как куратора ставили этим проектом?
А. З.: Мне важно помочь художникам, поддержать их. Мне важно, чтобы у них случились продажи, встречи с коллекционерами, с галеристами, будущими покупателями, даже если это случится не в стенах ярмарки. Продажа – это не самое простое и это то, что художники и галереи очень хотят. Ярмарка – дополнительная возможность сделать это. Самое радостное, когда случаются продажи. И для нас, как организаторов, и для участников выставки. Это не только про деньги, но и про признание: “ты все делаешь правильно, все хорошо, мы тебя видим”. Для художника очень важно чувствовать это.
ОКОЛО: Как вам кажется, в обратную сторону это работает? Удалось ли вам расширить аудиторию начинающих коллекционеров? Или в Петербурге искусство покупают одни и те же люди?
А. З.: Надеюсь. Поскольку я брала очень большой разброс: здесь можно купить принт от Славы Птрк (молодой стрит-арт художник из Екатеринбурга – прим. редакции) за 1000р до работ за 600-700 тысяч. По-моему, самая дорогая картина у нас как раз стоит 700 тысяч.
Подходят еще две девушки: сожалеют, что не удалось пообщаться с Анной, благодарят, восхищаются работами Максима Фролова: “он такой приятный в общении, подарил нам стикер, на ярмарку пришел со своей собачкой – говорит, что это его антистресс от встреч с большим количеством людей”.
Итак, я говорила про доступность. Часто современное искусство воспринимается как что-то дорогое, недоступное. У Севкабель Порта широкая аудитория, искусство тут тоже воспринимается по-другому. Мы посмотрим по итогам, но уже сейчас я вижу интерес от новых людей.
ОКОЛО: Вы видите сейчас процесс продажи?
А. З.: Конечно, процесс продаж идет. И новые люди интересуются. Давние коллекционеры покупают скорее галерейные работы. А начинающие поддерживают обычно независимых художников.
ОКОЛО: Как вы сочетаете темы художников и галерей между собой?
А. З.: У каждого художника и галереи все свое, мы их никак между собой не сочетали. Здесь есть главный кураторский отбор: мы фиксируем основные тенденции – обилие живописи, уход от абстрактной живописи к фигуративной, разнообразие графики, техник. Есть масло, живопись на рисовой бумаге – пограничная техника. Мне также важно выделить тенденцию работы с малыми формами. Много керамики, диджитализация живописи, стрит-арт, фотография – вот эти тенденции я хотела зафиксировать.
А сами секции я формировала по настроению. Главная секция нарочито разная, и в этом разнообразии работы между собой и сочетаются, секция А2 про память, она получилась спиритуальная, третья – про дикость разным способом проявленную, через уличное искусство или через контакт с цифровыми формами.
ОКОЛО: Какие-то художники и галереи представлены более удачно: с подсветкой, простором для картин, какие-то – явно менее выгодно. С чем это связано?
А. З.: Да, к сожалению, это так. Мне хотелось бы, чтобы все работы были равномерно подсвечены. Это техническая проблема, особенности работы с пространством. Финальный результат тут зависел не от меня. Не хочу никого обижать, мы все равно одна команда, и я буду за коллег вступаться. Просто есть какие-то технические особенности работы именно с этим пространством.
ОКОЛО:Какие планы у проекта?
А. З.: Ну, следующий edition.
ОКОЛО: А какие-то активности между ярмарками? Может, выпустить каталог после?
А. З.: Каталог после выставки – точно нет. Это скорее будет онлайн-история. Мы хотели сделать платформу или объединиться в коллаборацию с кем-то и продолжить продавать эти картины, но уже в онлайне, на еще более широкую аудиторию.
ОКОЛО: Что бы вы порекомендовали нашим читателям, которые не были на ярмарке, но хотят познакомиться с современными художниками? Может, какие-то порталы или курсы?
А. З.: Можно для начала подписаться в соцсетях на этих художников, читать “Объединение” – этот портал много пишет про современное искусство (у них же есть онлайн-курс для начинающих коллекционеров “Собери их всех” – прим. редакции). Можно следить за школами, студиями. Например, в Москве “Открытые студии”, у нас вот была раньше “ПРО АРТЕ” в Петербурге.
ОКОЛО: А у вас есть любимая работа или галерея?
А. З.: Горячо любимых несколько. Если бы у меня были свободные полмиллиона, приобрела бы Сергея Бояринцева. Мне очень нравится его “Двойной пейзаж”. Есть очень много любимчиков, про которых я готова много говорить: почему они здесь, что в них особенного. Вот, например, Влад Пожар. Он находится в секции “Дикие”, родом из Нальчика, в нем есть молодая дикость, характер. Я про каждого могу рассказать: почему они здесь, почему они лучшие.
Интервью: Елена Свиридова
Фото: Александр Шек