17 апреля в Театральном центре "За Чёрной речкой" завершилась лаборатория спектаклей для камерной сцены "ART ОКРАИНА". Кирилл Люкевич представил эскиз по рассказу Андрея Платонова "Фро", актёры Михаил Шеломенцев и Анастасия Люкевич спели о любви, разлуке и поездах строками ДДТ и АукцЫона. Я не люблю спектакли, где много и часто поют, поэтому смутилась, сначала увидев жанр "музыкальный спектакль", а потом микрофоны на сцене. Но, когда поют с такой любовью, нежностью и надеждой, как в спектакле "Фро", я готова слушать и подпевать. Кирилл на обсуждении на мой вопрос "Почему решили сделать музыкальный спектакль?" ответил, что о самом главном словами не расскажешь, а вот спеть попробовать можно.
Написанный в 1937 году рассказ о простой и наивной девушке Фросе, которая скучает по уехавшему на Дальний Восток мужу, ощущается вне времени, как будто всё происходит сейчас. Всегда мужчины, как Одиссей, отправляются в странствия, ищут что-то получше или, напротив, опасностей и препятствий, чтобы сбежать из уютного привычного мирка своей комнаты. И всегда женщины ждут их, ждут с войны, из долгих скитаний, поисков себя, и принимают их любыми: раненными, отчаявшимимя, сломленными, уставшими, всё потерявшими, ни во что уже не верящими. Фрося, как и множество других любящих женщин, живёт ожиданием и верой в то, что её муж в конце концов поймёт: лучшее, что есть на земле - их дом и их любовь. Телеграммы и письма не приходят, в Telegram новых сообщений нет, из прибывающих на станцию поездов любимый не выходит, нет его в вагоне метро и той самой милой кофейне на углу. Текст Платонова актуален и сегодня. Камерная форма спектакля убирает четвертую стену, ты замечаешь слезы в глазах актрисы и веришь во всё происходящее.
В спектакле нет движущихся поездов, как в "Шиле" у Кагановича, электровозы и паровозы мы видим только на экране-простыни, на таком мы в детстве, когда казалось, что в мире не существует зла, смотрели диафильмы. Мы видим так же поля, дороги, танцующих людей, заводы и фабрики. В окне поездов проплывает Россия. В стуке колёс и механическом лязге рельсов теряется голос наших близких, которые уходят от нас все дальше, даже если до их дома всего полчаса на такси. Муж героини уехал от неё на поезде за тысячи километров, мы представляем, как он спит на верхней полке и, наверное, видит любимую во сне. По крайней мере, ей хочется так думать - что он не забыл о ней уехав.
На обсуждении спектакль Кирилла Люкевича журили за "легкость и веселость", но я как раз их не заметила и искренне сопереживала Фросе. Она так сильно любит мужа, что готова пойти на обман, "был бы милый рядом" и пишет ему, что тяжело больна. Фёдор возвращается, но семейного счастья хватает ему всего на неделю и он вновь уезжает, не попрощавшись и не поцеловав жену на прощание, пообещав через отца ей воздушные замки и перспективы совместной жизни, которая будет как-нибудь потом. Тепло родного дома ему слишком тесно, не хватает воздуха и простора. Фрося хотела семью и детей, а Фёдор - работать на благо человечества, они просто не совпадали в своих устремлениях. Девушка остаётся одна, жить свою настоящую, неэфемерную жизнь. В ней не будет, вероятно, научных достижений, комсомольских подвигов и прорывов в производстве, зато будет забота и любовь, в которых нуждаемся все мы и одинокий мальчик с губной гармошкой, живущий в доме Фроси. Она больше не будет одна, муж может не возвращаться, Фрося научится жить без него. Потому что все могут друг без друга.
Текст: Алла Игнатенко
Фото Кирилла Люкевича