На фестиваль «Встречи в России» театр "Балтийский дом" пригласил Государственный русский театр драмы им. Ф.А Искандера из города Сухум, который привез спектакль “Радость вопреки всему” (премьера состоялась в 2020). Этот театр всегда отличают яркие, эмоциональные и красочные постановки, наполненные живыми эмоциями и энергией актеров.
В новом спектакле режиссер Мария Романова сплетает стихи, письма и дневники Федерико Гарсиа Лорки. Получается не строгая биографическая постановка, а чувственное эмоциональное отражение жизненного пути. Ничто лучше не может отразить жизнь поэта и драматурга, чем его произведения. У которого даже трагичные моменты подсвечиваются радостью, ведь ему всегда были присущи чувство юмора и ироничность. Всё это как отдельные всполохи, появляются из темноты, этюды плавно перетекают друг в друга, соединенные музыкой и живым общением актерами между собой и с залом. Им также невероятно страшно, но и интересно прикоснуться к личности такого масштаба.
Сценография аскетична - над сценой висят полотна, на сцену приносят стол и стулья. Из реквизита - деревянный крест, чемодан, посуда, таз с водой. На полотнах возникает видеоряд: портреты драматурга, строки писем, любительская видеосъемка из окна машины, звездное небо, военная хроника. Звук и медиа только усиливает сновидческое пространство театра. Создается ощущение, что ты летишь среди строк стихотворений, непонятных закорючек в письмах или сидишь на траве перед импровизированной сценой странствующего театра.
Повествование спектакля соткано из отдельных этюдов, одни стихи буквально пронзают актеров, другие заставляют обратиться к театру жеста и пантомимы, какие-то льются пронзительной песней. Есть место для шуток и веселья, ведь жизнь Федерико Лорки была полна ярких красок. Запоминающейся стала сцена с Кириллом Шишкиным, который пытается объяснить, что такое поэзия на примере еды, сочетая банан с кетчупом или десерт с горчицей и солеными огурцами. Актеры признаются в любви, рассказывают самое сокровенное в письмах к друзьям, ищут новое и истинное определение театру. Их игра эмоциональная и живая, они буквально наполняют искрами печатные строки стихов. Тут нет главных и второстепенных ролей, как говорит Лорка в спектакле: «у нас нет премьеров и премьерш». Фактически мы можем прикоснуться к театру, который пропагандировал Лорка. Это не сложносочиненный, а больше эмоциональный, чувственный, интуитивный и отчасти спонтанный театр. Где актеры составляют единое целое, а зрители даже не знают их имен.
Стихи, письма и интервью в итоге образуют целостное высказывание - размышление о природе художника, творчества, театра. Лорка показан актерами многоликим и разным.
Текст: Наталья Яковлева
Фото организаторов