14 апреля в киноцентре «Ленфильм» состоялась премьера фильма одной из самых ярких режиссерок современности, картины которой поражают чувственностью и глубиной социальных проблем – Клер Дэни. Новый фильм «Звезды в полдень» имеет все шансы попасть в вечность, засчёт того, что в нем закодирована квинтэссенция тайны любви и реализована последовательность эстетически превосходных образов, из которых складывается история о взаимоотношениях мужчины и женщины в тяжелом политическом контексте под потрясающую музыку.
Как верно отметил главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов, представивший фильм зрителям: «Клер Дэни смотрит на мир глазами двадцатилетней в свои семьдесят пять». Фильмы Клер Дени «Шоколад», «35 стопок рома», «Высшее общество», «Впусти солнце», «С любовью и яростью» сняты настолько реалистично, неторопливо и тактильно, что у зрителя неизбежно возникает ощущение погружения внутрь звукового и визуального синтеза, в котором режиссерка изящно создает порой диаметрально противоположные траектории. В фильмах Дэни параллельно представлены нищета и роскошь, любовь и предательство, молодость и старость. Ее картины совершают маятникообразные движения от одного полюса к другому между диалогами и образами на основе культовых фильмов прошлого с четким вектором в будущее.
В новом фильме Клер Дени явно чувствуются отсылки к всемирно известному итальянскому шедевру Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» и самому романтичному французскому фильму Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Ее герои – Триш (Маргарет Куэлли) и Дэниэл (Джо Элвин) – соблазнительная журналистка и аристократичный британский шпион встречаются в лобби отеля в Никарагуа и с первого взгляда оказываются во власти настолько сильного влечения, что ни полицейские, ни бандиты, ни тайны прошлого, ни политические предвыборные интриги не могут помешать развитию их отношений.
Клер Дэни не ищет простых путей. Съемки ее фильмов проходят не только во Франции, но и в Камеруне, и, как «Звезды в полдень», - в Панаме, а герои далеки по характеру от идеала: они пьют алкоголь, несдержанны в романтических связях, но даже при этом невероятно прекрасны. В главных ролях ее картин играют звезды мирового масштаба, например, Жюльет Бинош и Роберт Патиссон, а сами фильмы не раз удостаивались наград на Берлинском фестивале. Этот фильм получил Гран-при Каннского фестиваля в 2022 г.
В «Звездах в полдень» в центре сюжета тандем Маргарет Куэлли и Джо Элвина. Маргарет Куэлли – американская актриса и модель. Впервые она появилась на экране в фильме Д. Копполы «Пало-Альто». Она же играла в необычном, сюрреалистичном «Ио» 2019 г., а так же в фильме К. Тарантино «Однажды в Голливуде». Ее Триш не американская туристка в опасной южноамериканской стране, а, наоборот, естественная часть этого мира, сотканного из противоположностей: красивые восходы, летящие птицы, джунгли, стучащий по крыше ливень противопоставлены военным с автоматами, разрисованным граффити стенам и горящим машинам. Но в этом мире Триш, несмотря на то, что у нее нет документов и мало долларов, - настоящая хозяйка. Она по-королевски гордо идет босиком по мостовой в мало что прикрывающем сарафане в цветочек, по одному взгляду узнает переодетых полицейских, в совершенстве владеет испанским и может покорить любого мужчину одним взглядом.
Самая важная для нее победа – британский шпион Дэниел. Его роль сыграл английский актер Джо Элвин, получивший награду, как лучший молодой актер на Каннском фестивале за роль в фильме «Фаворитка». Дэниел – таинственный, умный и принципиальный. Триш сравнивает его с облаком или туманом. При этом он постоянно обманывает девушку, которая видит его ложь. Их отношения, как в «Последнем танго в Париже», построены на тайне прошлого, а личность каждого складывается словно картина по кусочкам пазла, в которой до конца остаются пустые места.
Сюжет фильма основан на одноименном романе Дениса Джонсона 1986 г. Клер Дени перенесла действие в 2020-е. В общественных местах приходится носить маски, а для пересечения границы нужна вакцинация. Триш все время отмечает, что ей не нравятся запахи или вкус, что после пандемии становится очень значимой деталью. При этом, несмотря на то, что все происходит почти сорок лет спустя, жизнь в Никарагуа и в это время сравнивается персонажами с «адом», потому что всем управляют спецслужбы США и царит полицейский произвол.
Отдельное достоинство фильма – гармоничное сочетание великолепной музыки и образности. Крупные планы Маргарет, едущей в такси по вечернему городу под неторопливый джаз, - выполнены безупречно. Необыкновенно чувственным кажется танец Триш и Дэниела под саундтрек “Stars at noon” группы «Tindersticks».
Нарратив фильма и логика повествования местами провисают, и в финале остается больше вопросов, чем ответов. Складывается ощущение, что перед зрителем абстрактная картина о противоречивых понятиях, как внутри человека, который может и любить, и уходить от любимого, и бороться с другими, и сражаться с собственной депрессией, так и во внешнем мире, где справедливость остается недостижимой мечтой, но за нее продолжают бороться. И в этом принятии мира и человека со всей его нестабильностью, хаотичностью, эстетикой есть некая мудрость, которая делает фильмы Дени особенными и заслуживающими внимания.
Текст: Инна Зайцева