23 апреля джазовый музыкант и композитор Станислав Чигадаев отправился вместе со всем зрительным залом в космическое путешествие прямо из Атриума Главного штаба. Движущей силой стали романтические баллады, мазурки и вальсы Фридерика Шопена, а невесомость была воплощена через импровизации и объединение классики польского композитора с джазовыми ритмами и рок-хитами. Такие стилистические метаморфозы превратили эмоциональную и деликатную музыку в драматический, многожанровый коллаж, в котором крупными мазками прочерчена четкая линия времени из прошлого в будущее.
Станислав Чигадаев хорошо известен любителям джазовой музыки Санкт-Петербурга. Классический и джазовый пианист, композитор и аранжировщик вместе с участниками своего трио, “Chigadaev Big Band” и сольно часто выступает в филармониях, на концертных площадках города и фестивалях. Станислав родился в Будапеште, закончил аспирантуру государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, обучался джазовой импровизации в Польше и Нью-Йорке. С 2020 года у Станислава своя онлайн-школа по импровизации “Chigadaev Music School”. Вышедший в 2019 г. диск “Loneliness” стал музыкальным сопровождением для спектакля «Лоскутное одеяло» Театра современного танца «Каннон Данс». В 2020 г. вышел альбом “Chopin today” в честь 210-летия со дня рождения композитора.
А. Рубинштейн писал о Ф. Шопене: «По своей творческой организации это был композитор героический, по организации эмоциональной – олицетворение мягкости и деликатности. Его мир, со всеми своими бесчисленными богатствами, заключен между этими двумя полюсами». Слушая мазурки Шопена, сложно не начать представлять пары, кружащиеся во дворце на балу. Сочиняя музыку, композитор включил в нее множество мотивов из народных танцев, таких, как мазур, полонез, марш и, конечно, вальс. Септаккорды, полутона, модуляции, особое использование педали, то запаздывающей, то погруженной только на четверть, придавали его музыке особый шарм. При этом по воспоминаниям современников Шопен был еще и великолепным исполнителем, способным дополнить музыку особым колоритом, вибрациями и внести в нее нечто невесомое.
Станислав Чигадаев очень точно воплотил шопеновский стиль в первом отделении, виртуозно исполнив на красном рояле под космический видеоряд Балладу № 1 соль минор, мазурки, Большой блестящий вальс ор. 18, Вальс до диез минор ор. 64 n. 2 и Этюд ор.10 n. 12. Интересно, что Большой блестящий вальс композитор написал в 1832 г. и посвятил своей ученице Лауре Хорсфорд. По одной из его тем композитор Игорь Стравинский создал оркестровую аранжировку для балета «Шопениана». В 1936 г. Макс Офульс снял короткометражный фильм “Valse brilliante de Chopin”.
Аранжировки Шопена часто можно услышать в театре и кино. Например, один из самых выдающихся интерпретаторов Шопена, польский пианист Януш Олейничак, великолепно исполнил его музыку в фильме «Пианист» Романа Полански (2002 год). О самом Шопене есть несколько фильмов: «Песня на память» (1945 г.), «Юность Шопена» (1951 г.), «Экспромт» (1991 г) с Хью Грантом в главной роли, «Голубая лента» (1991 г) с Янушем Олейничаком в роли Шопена и «Шопен. Желание любви» (2002 г.). Вальсы и полонезы Шопена превосходно исполняли и отечественные пианисты и композиторы, например, Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц и другие.
Второе отделение концерта стало по-своему уникальным. Импровизация – это всегда неповторимый момент творчества композитора, когда музыка рождается прямо на сцене в том моменте и контакте, который возникает между музыкантом и зрителями. «Метаморфозы» Станислава Чигадаева – это полет мысли, эмоциональный всплеск и одновременно символическое действие, в котором на основе мелодий Шопена, джазовых ритмов “All the things you are”, “These are my favorite things”, рок-хита Scorpions “Wind of change”, под влиянием видеоряда с морскими пейзажами, геометрическими фигурами, кодами из «Матрицы» и графиками инвестиций появлялись новые музыкальные произведения.
Сложилось ощущение, что первое отделение с классической интерпретацией Шопена было прелюдией перед основным действием, в котором как раз и стало возможным настоящее погружение вглубь собственного подсознательного космоса.
Импровизация – это всегда нечто неожиданное, некий перформанс, в котором происходит публичная демонстрация личности композитора и одновременно процесс творчества, когда свою роль играет и зритель, и то место, где музыка появляется на свет. В этом смысле храм искусства с потрясающей акустикой – атриум Главного штаба Эрмитажа – место, особенно вдохновляющее на душевный поиск и реализацию музыкальной мысли. Благодаря прямому взаимодействию и резонансу между творцом и воспринимающими творчество зрителями метаморфозы могут происходить уже не только в музыке, но и в душе, помогая сбросить усталость, почувствовать радость и вдохновение после этого необыкновенного переживания.
Текст: Инна Зайцева
Фото организаторов