В ТЮЗе имени А.А. Брянцева премьера — спектакль «Нос» по одноименной повести Н.В. Гоголя. Режиссер Тимур Кулов, работающий в Буинском драматическом театре, создал на сцене трагифарсовую детективную историю о том, как слаб человек и аллогичен окружающий мир. В ракурсе режиссерского внимания, в том числе, линии жизни второстепенных персонажей, намеками звучащие на страницах произведения. Фантасмагорический сюжет обретает реальную подоплеку и рассказывает о том, что каждый человек одинок и счастье единения с другим я практически невозможно. В премьерной постановке заняты: Дмитрий Ткаченко, Анна Лебедь, Владимир Чернышов, Анна Мигицко и другие.
Разобраться в загадочной повести Н.В. Гоголя пытаются на протяжении двух веков. Режиссеру премьерного спектакля, сыгранного 16 апреля на Малой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева, было интересно погрузиться в мир произведения с совершенно новой стороны: вопрос обезличивания человека раскрывается не с точки зрения его социальной принадлежности, а с точки зрения растворения в другом я. Все разговоры начинаются в питейном заведении «Кушанье и чай» за барной стойкой, своей протяженностью напоминающей проспекты и линии нашего города, где встречаются люди, желающие поведать истории своей жизни (художник-постановщик Николь Кламперт). Там же оказываются два полицейских, разбирающихся в деле о пропаже носа майора Ковалева. Виталий Кононов и Илья Божедомов играют забавную пару детективов, первый из которых выступает в статусе «наставника» и обучает правилам жизни своего светлого и открытого миру напарника. Артисты выстраивают динамическую канву спектакля и направляют действие в нужное русло, наполняя происходящее юмором и колкими, точными замечаниями, вплоть до анекдотов и поговорок, в которых фигурирует слово «нос».
Звукопись спектакля — перезвоны колоколов, рожденные от стука по барным стульям, шум дождя, навевающий мысли о невозможности гармонии, ритмические музыкальные композиции рисуют объемный образ города над Невой. Гоголевский мистицизм выражает не только персонаж Нос, но и другие герои — корюшка, забредшая пропустить стаканчик, гадалка с вороном по имени Петр на плече. Она, устанавливая контакт с потусторонним миром, впадает в экзальтированный транс и навевает мрачные настроения. Василина Стрельникова неузнаваема в этом образе и воплощает собой мифологическое существо, обладающее сверхчувствительностью. В героине Аделины Любской Александре Подточиной тоже проявляется темное начало — она безжалостно пугает смертью и одиночеством свою дочь, навязывая принять ухаживания нелюбимого человека. Персонажи Никиты Острикова — Редактор газеты, Пристав, Доктор — отражают другую грань темы и подчеркивают, что каждом самом обычном человеке гнездится так много зла и эгоизма, что не замечая этого, он уничтожает все кругом.
Тема союза мужчины и женщины пронизывает спектакль и представляет различные пары отношений. Конечно, основной является майор Ковалев — Нос. Первично - элегантного, берущего от жизни все, самодовольного чиновника играет Дмитрий Ткаченко. Артист прекрасен в этом образе — лощеный, ухоженный, уверенный в себе герой - настоящий победитель. После пропажи Носа, роль майора Ковалева переходит к Анне Лебедь, которая воплощает потерявшую основу и обнажающую все страхи собственной души личность. Лишенная защитной внешней оболочки, душа мечется в поисках привычного уклада жизни и не принимает себя такой, какая она есть. Героиня проходит весь путь принятия ситуации: от недоумения, отрицания, ощущения нереальности происходящего до глубокого трагизма. Игра Анны Лебедь насыщенна, глубока, отчаянна. Нос в исполнении Дмитрия Ткаченко — сгусток грязи, омерзения, человеческой низости, порока. Совсем непонятно, зачем такой чистой душе столь отвратительная оболочка — в этом в очередной раз подчеркивается алогичность происходящего. Дмитрий Ткаченко играет образно: его искалеченное существо без стержня передвигается хаотично, словно растекаясь в пространстве. Его образ идет в разрез с выписанным характером Гоголя: создателям спектакля было важно поговорить об иллюзорности наших представлений о себе и жизни.
Неумение человека расставлять приоритеты и осознать, что он является главным в своей судьбе, зависимость от партнера, страх одиночества наполняет героиню Анны Лебедь. Взмыленная, дошедшая до низа унижения, проклинающая собственное существование героиня, цепляющаяся за ноги Носа, не может насильно заставить его «занять свое место», вернуть былые отношения вспять. Со стороны попытки примирения выглядят абсолютно бессмысленными и алогичными, но героиня этого не понимает. Она намного прекрасней, чем тот, кого она потеряла, но эту истину невозможно постичь в момент боли. Нос уходит, произнося: «Теперь ты остался один», и как будет развиваться жизнь майора Ковалева далее, остается за рамками сценического действия.
Пара цирюльник Иван Яковлевич - жена Прасковья Осиповна раскрывает дополнительные коннотации основной темы. Владимир Чернышов и Василина Стрельникова реализуют пример отношений на длительной стадии совместной жизни. Уже непонятно, что связало этих людей друг с другом — за склоками, спорами и отсутствием личной жизни, осталась человеческая привязанность друг к другу. Женщина прощает все — и пьянство, и отсутствие ласки и внимания, до ужаса боясь остаться одной. Это желание уцепиться за довольно бесполезного партнера в очередной раз напоминает о несостоятельности человеческой души. «Как далеко зашла ты в поисках своего я!», - говорит один из героев поэмы «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, намекая, что не нужно бояться расставаться с тем, что давно перестало наполнять жизнь любовью.
Самой светлой и трагичной парой оказываются Анна Мигицко - Даниил Лобов. Анна играет дочь Подточиной, имени которой даже нет в произведении, о чем она горько шутит. Писатель Филипп Потачников, а он же бармен питейного заведения, оказывается тем нежным и воздушным персонажем, так трепетно тянущимся к героине. Их совместные сцены и исполнения музыкальных композиций прелестны и изящны. Действие спектакля проходит во время непрекращающегося дождя, являющегося неким роком и сдерживающей силой, которая не позволяет героям обрести счастье. Анна Мигицко играет драйвовую, мятежную девушку, закрытую от мира и во всем подчиняющуюся своей матери. Она, лишенная воли, не может дать себе проявиться, да и возлюбленный мало готов к серьезной борьбе за любовь. Так люди и расстаются, лишь в своих мечтах держась за руки. За счастье нужно бороться!
Тимур Кулов создал великолепную «историю невероятного путешествия», раскрыв для петербуржцев такой многонаселенный, мистический, обаятельный мир давно ставшего хрестоматийным произведения. Свежий взгляд, умение работать с текстом, яркая динамика действия и необычайные актерские работы выделяют эту постановку среди премьер сезона.
Текст: Елизавета Ронгинская
Фото Татьяны Никишкиной