Гекатомба. Блокадный дневник. Сквозь строки проступают лица.

Яна Тумина в 2018 году поставила в театре на Литейном документальную мистерию. Она обратилась к очень сложной и чувствительной теме - блокаде Ленинграда. За основу, нить повествования режиссер берет дневники архитектора Льва Ильина, он оставил 12 школьных тетрадей, которые наполнены чувством любви к израненному Ленинграду. «Ленинград блокады суров и прекрасен, как классическая трагедия». Сам спектакль построен из эпизодов, на основе отрывков из дневников ленинградцев, которые они вели в блокадном городе. Это реальные истории, люди записывали их в одиночестве, одни для того, чтобы забыться, другие, чтобы никогда не забывать.

Сцена погружена в темноту, которую прорезают лучи света. Актеры в черных одеждах, из мебели - ящики и шкаф, на котором стоит метроном. Вдруг из шкафа появляется кукла-девочка, закутанная в платок. Она заводит патефон в шкафу и весело качает головой в такт метроному. Но раздается взрыв, девочка исчезает, открывается книжный шкаф и из него выпадают книги. На сцене появляется актер, который медленно и аккуратно облачается во фрак. Это скрипач, Лев Маргулис, он больше не ходит в бомбоубежище, а сидит на крыше, вздрагивая от взрывов. По сцене медленно бредут, качаясь, останавливаясь и осматриваясь куклы - блокадники. Их лица серые и изможденные, они одеты в многослойное тряпье. Куклы в этом спектакле изображают всё то страшное, физически страшное, что было в блокаду.

Актерам отдана роль внутренней жизни людей. Лица людей, которые жили в блокаду, проступают сквозь слова, написанные ими. Они пишут о том, что им хочется думать о музыке и читать стихи. Они корят себя за постоянные мысли о голоде и тайком съеденную конфету. Им страшно упасть, заблудиться в темноте, нащупать неизвестный предмет на пути. Кто-то скрупулезно ведет записи о том, как изменяется размер пайка, ужасается небывалым суровым тридцатиградусным морозам. А сквозь их руки просыпается мука, и, как снег, падает на землю. И тут же голос рассказывает о чувстве свободы, которое возникает на Дворцовой площади. Дети мужественно и по-взрослому описывают медленную смерть родителей, пугает осознание того, что все всё понимают.

Но этот спектакль не о страхе и кровавых нечеловеческих ужасах, это история о стойкости, человечности, милосердии, надежде и красоте. О том странном чувстве счастья и легкости бытия на краю между жизнью и смертью. Куклы - бестелесные призраки, их обнимут или подхватят на руки актеры, и они будут кружиться. Все хотят забыться хоть на миг. Хочется забыть гул обстрелов, дикий холод в квартирах, повозки с трупами на улицах, костры из книг и сны о еде. Живые устали умирать по нескольку раз в день. В финале Андрей Шимко раскрывает дверь на сцене и выходит в сад, медленно растворяясь, мы видим белые деревья и чувствуем морозный воздух в зале. Эти дома и дворы помнят те времена, нам же остались только строки дневников, которые вели ленинградцы. И нельзя вдохнуть, и слезы по щекам, хочется приникнуть к этим стенам и тоже раствориться в белом зимнем саду.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии Дарьи Пичугиной

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения