Спектакль Ангелины Засенцевой "Лес.Ангелина" (премьера 2021 года, очередной показ состоялся 18 апреля) - это словно тайный дневник, который никому не положено читать. Это подтверждение поговорки "все мы родом из детства". Детство - это варежки на резинках, диснеевские мультики по воскресеньям, валенки с вышитой красными нитками первой буквой твоего имени (чтобы в садике не перепутали). Детство Ангелины прошло в посёлке Белый Яр Республики Хакасия, этого посёлка даже нет на карте. Моё детство прошло в городе на Крайнем Севере - на карте он указан, но всё равно мало кто знает, где это находится и его название часто коверкают. В городе моих детских лет и первой любви тоже добывают уголь, а температура зимой достигает - 40. Интересно, в Белом Яре отменяют занятия в школе из-за плохой погоды? У нас - да, в младшей и средней школе мы с замиранием сердца ждали объявления по радио об отмене уроков - это значит, что можно поспать подольше и весь день смотреть телевизор, например, "Геракла" или "Зену, королеву воинов". В городе моего детства шутят: "Пошёл гулять - город закончился", а Москву и прочие города нашей необъятной называют с уважением "материк".
В основе спектакля лежит философия Владимира Бибихин, которая мне мало интересна. Меня волнует философия жизни Ангелины, которая много пережила и через все препоны нашла себя. "Лес.Ангелина" - это откровенный рассказ о страхах, неудачах, слабостях, травмирующих воспоминаниях из детства и ранней юности об отце-алкоголике и тиране. Этот груз Ангелина несёт с собой всю жизнь и, я думаю, спектакль "Лес.Ангелина" имеет терапевтический эффект. Когда рассказываешь о своей боли и переживаниях - становится легче, уж я-то знаю. Как в кинопленке, перед нами проходит история Гелиной семьи. Мы узнаем о тех, кто не вернулся с войны и остался вечно молодым в братской могиле (этой стране никогда не будет достаточно мёртвых солдат, она требует ещё), о тех, кто не нашёл своего места в мире и обрёл себя в бутылке и тюрьме. Наши предки, прошлое нашей семьи прорастает в нас, мы живём за себя и за тех, кого уже нет, кто ушёл раньше положенного часа. "Нас просто меняют местами", как в песне поётся.
Прошлое Ангелины проступает в песнях Михаила Круга, которые любит её отец. "Девочка-пай" в исполнении актрисы появилось во всех сториз страны после фестиваля "Весь день - театр". Порой стыдно признаться, что откуда-то ты знаешь тексты этих песен и оказываешься ближе к народу, чем тебе хочется думать. Песни Круга иногда хочется проорать, никого не стесняясь. Могила и тюрьма - российское колесо Сансары.
Я никогда не видела фильм "Большой Лебовски", в баре имени которого в Петербурге идёт "Лес.Ангелина", не ездила автостопом, не прыгала с парашютом, не брила голову налысо, не была замужем, не рожала детей, не занималась экстремальными видами спорта (потому что это травматично, а я жуткая трусиха). Зато я пишу тексты столь же личные и откровенные, что и спектакль Ангелины, поэтому чувствую с ней родство и ментальную связь. Спасибо. Мне было больно, но я чувствовала, что живу.
Текст: Алла Игнатенко
Фото организаторов