Военно-драматический артхаус - жанр спектакля «Муравей в стеклянной банке» в Социально-художественном театре (премьера прошла 18 февраля). Он основан на воспоминаниях девятилетней Полины Жеребцовой, жившей в период войн в Грозном. Полина вела дневники на протяжении 10 лет, они переведены свыше чем на 20 языков мира, на русском выпущены в 2018 году под названием «Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004».
Спектакль поставил Эдгар Закарян, выпускник РГИСИ 2022 года (мастерская Андрея Могучего). По форме он напоминает читку - первую часть спектакля почти недвижимая хрупкая Алина Король в белом комбинезоне делится воспоминаниями Полины - о травле в школе на национальной почве, о голоде и безработице, о том, как добыть денег, чтобы купить лекарства для умирающего в больнице дедушки.
Алина сидит за деревянными дощатыми коробками - их она будет то выстраивать в человеческий рост, пытаясь укрыться, то использовать вместо стола, накрывая белоснежной кружевной скатертью, пытаясь создать видимость домашнего уюта, когда вокруг оглушительно взрываются бомбы. А рядом под документальные хроники из эпицентра военного конфликта гибнет смертница (Анна Дразнина) на фоне надписи в абсолютной тьме: «Добро пожаловать в АД».
Когда-то Полина прочитала, что муравьи строят красивые города - поэтому она ловит одного, сажает в стеклянную банку и ждёт. Она привыкла ждать. Вот только муравей почему то не шевелится.
”Муравей в стеклянной банке” - не о войне и не о тяге людей к разрушению. Он о мудрости, неиссякаемой любви к жизни и поиске ответов на вечные вопросы. А еще о способности среди отчаяния и боли разглядеть прекрасное - например, что маленький автомат похож на тюльпан, а каждый лист на дереве - живой, и хранит историю своей жизни.
Текст: Наталья Стародубцева
Фото СХТ