14 марта заслуженная артистка России Эмилия Куликова отметит свой юбилей на сцене Кукольного Театра Сказки. В этот вечер состоится эксклюзивный показ спектакля «Приключения незадачливого дракона». Эта красочная, полная волшебства и тайн постановка, в которой события разворачиваются одновременно в разных пространствах сцены, была удостоена «Золотой маски» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол» и «Золотого софита» в номинации «Лучшая работа актера в театре кукол» (Эмилия Куликова, за исполнение роли Дракона Габанека). К большому сожалению, сейчас этого спектакля нет в постоянной афише Театра.
Эмилия Сергеевна – истинный профессионал своего дела. Бесконечно талантливая, разноплановая, владеющая и мастерством кукольника, и драматического актера. Более 35-ти лет Эмилия Сергеевна преданно служит в Театре Сказки и на данный момент является самой опытной актрисой в труппе. Большая часть ее творческого пути проходила под руководством главного режиссера Игоря Всеволодовича Игнатьева, чье имя неотделимо от Театра Сказки, ведь именно чета Игнатьевых создала в стенах Кукольного Театра множество волшебных спектаклей, отмеченных престижными наградами и – самое главное! – любовью не одного поколения зрителей.
Накануне юбилейной даты – 9 марта, когда родилась актриса – мы пообщались с Эмилией Сергеевной о ее творческой судьбе, увлечениях, любимых ролях и, конечно, о Театре, где создается Сказка.
С чего начался Ваш творческий путь?
Ощущение, что с рождения. Мне достался такой ген творчества, что с самого малолетства у меня все время возникало желание что-то делать, придумывать, творить. Помню, в детстве мы собирали этикетки от конфет, складывали в коробочки и друг перед другом хвастались. Когда пошла в школу, там было интересно рисовать, например. Раньше продавались открытки с черно-белыми фотографиями киноактеров. Я экономила на обеде, чтобы купить открытки, а потом срисовывала актерские фотографии на альбомном листе. Первым моим рисунком был портрет Олега Стриженова, я его обожала. И у меня, кстати, неплохо получалось.
В 9-10 классах ходила в юношеский театр при Доме Культуры у нас в Кирове, а когда окончила школу, естественно, встал вопрос: куда дальше? И тут я услышала объявление по радио, что в Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева набирают учеников. У меня были знакомые актеры в этом театре, они сказали: «Да, конечно, приходи, попробуешь!». Состоялось прослушивание и меня взяли на ставку ученика актера. Театр кукол был новым опытом в моей жизни, но, когда я увидела спектакли, то сразу влюбилась в это дело. Первой моей ролью стала роль старика. Бессловесная, просто небольшая проходка, но мне так нравилось, что этот старичок нес какой-то мешок, что-то тяжелое в него складывал, потом опять его брал и тащил. В общем, я с удовольствием в эту роль погрузилась. И в том же театре случился первый казус. Меня ввели в спектакль для взрослых «Сокровища Сильвестра», где перед началом действия мы заготавливались не на сцене, а в зале за тяжелыми бархатными шторами в окнах, пока зритель усаживался. И, когда начинала звучать музыка, мы должны были красиво и неожиданно для зрителя открыть этот бархат, радостно сказать: «Здравствуйте!», спрыгнуть с окон и бежать на сцену с песней. Первый раз, естественно, я очень волновалась. Открываю занавеску, хочу спрыгнуть, а под нами сидят люди! Администраторы, вероятно, забыли о том, что в окнах стоят актеры, и посадили зрителей на боковушки прямо под окнами, и я чуть было не прыгнула на их головы. Кое-как все обошлось, но вот такой первый плюх в театре я запомнила.
В Кировском театре я поработала года полтора-два и решила, что, пока не поздно, нужно учиться дальше. Поступила в ЛГИТМиК (ныне РГИСИ), и начались прекрасные, счастливые годы студенчества. Мастером у меня был Сергей Константинович Жуков. Мне в этом плане очень сильно повезло, ведь этот человек дал мне все, что я имею на данный момент. Это был действительно мастер от Бога.
[caption id="attachment_171777" align="alignnone" width="794"] Спектакль "Журавлиные перья"[/caption]Как состоялось знакомство с Игорем Всеволодовичем Игнатьевым?
После института, когда родился сын, я вернулась в Киров и снова устроилась в Театр кукол. Поработала там, и вдруг один знакомый актер из Перми предложил: «Не хотите ли вы приехать в Пермь? У нас прекрасный режиссер Игорь Всеволодович Игнатьев». С Игнатьевым мы были знакомы с института, я знала, что это сильный студент. О нем уже шли разговоры, мол, «Да-а, конечно, это Игнатьев!». Поэтому, когда такое предложение поступило, я, не задумываясь, поехала в Пермь. Уже потом я узнала, что нравилась Игорю Всеволодовичу, как актриса, еще с института, поэтому он меня взял, так сказать, без всяких показов, в Пермский театр кукол. Все было прекрасно, но дальше Игоря Всеволодовича пригласили в Ленинград. Нам без него в Перми делать было нечего, и мы с супругом Сергеем вернулись в Киров. Год проболтались, считай, без работы, так как в Кировский театр возвращаться уже не захотели. Потом узнали, что Игорь Всеволодович начал работать в Театре Сказки, созвонились, и он (правда, не сразу) взял нас. Меня на ставку заведующего музыкальной частью, а Сережа устроился монтировщиком. Со временем мы перешли на актерские ставки и вот уже больше тридцати лет служим в Кукольном Театре Сказки.
Чем Вы увлекаетесь в свободное от работы время?
Мне в какой-то момент вдруг пришла мысль о том, что актерская работа в некотором смысле очень неблагодарная. Спектакль – это ведь что-то нематериальное. Художник, к примеру, нарисовал картину и может любоваться ею сколько и когда угодно. А вот спектакль закончился и все, ты ушел и будто не было ничего. Поэтому, когда у нас в театре одна актриса начала заниматься авторской бижутерией, мне стало любопытно, а я так смогу? Попробовала и втянулась в это дело. Интересно ведь сделать украшения своими руками – и пожалуйста: можешь себе оставить или подарить кому-то. Дальше – больше. Увидела в интернете, что есть такое интересное занятие, как декупаж. Увлеклась им и до сих пор продолжаю заниматься. Это здорово, когда отвлекаешься от того, что делаешь в театре. Голова отдыхает, в то же время фантазия работает. Поэтому хобби – великое дело.
Поговорим о Ваших ролях. Есть ли любимая роль или Вы все роли любите одинаково?
Мне все роли интересны, я их всех люблю, просто каждую по-своему. К примеру, роль дракончика Габанека в спектакле «Приключения незадачливого дракона». Мне сам герой нравится, он для меня очень близкий. Смотрю со стороны на него и мне все время хочется прижать его к сердцу, как котенка. Даже в самой пьесе он задан автором, как такой недотепа, «добрейшей души человек», от которого чего-то хотят, а у него другая совершенно жизнь. Его и жалко, и в то же время думаешь: «Ну что вы пристали к этому Габанеку, для него самое любимое – это морковка, оставьте его в покое!». Короче говоря, он мне очень близок именно по человеческой линии. Да и вообще, надо сказать, мы в театре никаких откровенных зверюшек не играем. Мы всегда говорим о человеческих отношениях, вне зависимости от того, кто у нас в руках – лисенок, поросенок – все равно это дети, о которых мы рассказываем историю. Такой вот басенный ход: вроде как про животных, но вместе с тем и про людей.
Спектакль «Приключения незадачливого дракона».Или, к примеру, роль Мамаши в спектакле «Элион. Version 2.0». Это был совершенно новый для нас жанр – фэнтези. И хотя речь там идет о другой планете, мы опять же говорим о наших земных историях, решаем наши человеческие проблемы. Опыт, конечно, интересный: сложный грим, тяжелые костюмы, много поролона вокруг тебя. Но оно того, несомненно, стоит. Порой, когда в финале выходит живая Мамаша, а ее уже все похоронили по сюжету, иногда в зале происходит такое, как, допустим, если бы в театре Ленком встречали Леонова. Аплодисменты, аплодисменты! А-а, Мамаша жива! И бывало так, что мне приходилось выдержать паузу для оваций и говорить текст после того, как аплодисменты затихали. Но для меня это важный сигнал, что зрители смотрят, следят внимательно за сюжетом, сопереживают, а, значит, их тронуло.
[caption id="attachment_171796" align="alignnone" width="1280"] Спектакль «Элион. Version 2.0». Эмилия Куликова на переднем плане.[/caption]В Кукольном Театре Сказки много спектаклей-долгожителей, на которых выросло не одно поколение детей. В чем, на Ваш взгляд, уникальность этих спектаклей?
Я думаю, тот факт, что зрители вырастают и приводят в театр уже своих детей и даже внуков, говорит о том, что наши спектакли вызывают отклик в их душах. Они вне времени, могут идти в любое десятилетие, так как в них поднимаются вечные проблемы добра и зла. Но и о взрослом зрителе Игорь Всеволодович (художественный руководитель и главный режиссер Театра Сказки на протяжении 33 лет) всегда заботился, у него в каждом спектакле обязательно есть юмор, обязательно есть подтекст и ассоциации. Все его спектакли, без исключения, создавались с большой любовью и уважением к зрителям. Поэтому они и долгожители.
[caption id="attachment_171797" align="alignnone" width="1280"] Спектакль «Синяя Борода».[/caption]Каким Вы видите будущее театра?
К сожалению, сейчас трудно об этом говорить. Потому что с уходом из жизни Игоря Всеволодовича многое поменялось в театре. В первую очередь – это атмосфера, которая была все тридцать три года работы с Игнатьевыми. У нас была команда, был единый коллектив. Актер, вахтер или работник бухгалтерии – совершенно не важно, мы все были одним коллективом и очень дорожили этим. Сейчас этого катастрофически в театре не хватает, как и не хватает людей, которые дорожат нашим театром и любят его, любят профессию, актеров и, конечно же, зрителей. Хочется верить и надеяться, что наш театр возродится и все снова будет хорошо.
[caption id="attachment_171798" align="alignnone" width="1280"] Спектакль «Щелкунчик и Мышиный король».[/caption]Есть ли у Вас заветное желание, которое Вы непременно загадаете в день рождения?
Желание одно, она же и мечта... Я хочу, чтобы наш родной Театр, который мы всегда считали своим вторым домом, снова стал тем добрым и светлым местом, куда хочется возвращаться, где служат люди, влюбленные в этот вид искусства, где создается Сказка.
Беседовала Александра Питомцева
Фотографии предоставлены Эмилией Куликовой
Огромное спасибо Эмилии Сергеевне за её яркий восхитительный талант актрисы и человека! За созданные ею незабываемые образы! Только такое понимание театра. Возможно, Театр — дом! И Александре большое спасибо за это интервью!