Детская театральная студия "Другая линия" ДДТ Петроградского района 1 марта показала спектакль, у которого пока нет названия, но поставлен он по мотивам "Ревизорам". Режиссер Никита Виноградов показал нам в своём современном и остром прочтении классики, что идёт время, но Россия не меняется. Имперское сознание и пресмыкательство перед любой властью, пусть даже преступной или мнимой, пока неизбывно в душе наших соотечественников, они все время заставляют страну сворачивать не туда.
Говорят: „Начни с себя“. Я убил в себе Империю.
Но всё же, вслед за оригинальным текстом, спектакль очень смешной. Ребята играют свободно, искренне, с большой любовью и самоотдачей. Они ломают четвертую стену и вносят в повествование иммерсивность, вовлекая зрителей. И вот мы тоже оказываемся в уездном городе, который потрясён приездом ревизора. "Россия хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены". Городничий и его приближенные хотят показать чиновнику всё лучшее, поэтому в больнице у пациентов появляются чистые колпаки, и еда, пусть и ненадолго, становится лучше. Чиновники рады, кланяясь и благодаря, ссудить проверяющему денег, им не впервой давать и получать взятки, для них коррупция естественна и привычна. Гоголь написал смешную и актуальную во все времена пьесу, но вот простой народ в ней бесправен и безмолствует - кстати, до сих пор, и это уже совсем несмешно.
Спектакль получился яркий и живой по форме, а во многом и неожиданный: например, Ляпкин-Тяпкин целится во всех из автомата, а ещё актёры поют "Капитал" Ляписа Трубецкого и танцуют под песню о свадьбе, которая пела и плясала. Как и любой хороший спектакль по Гоголю, эта версия "Ревизора" отдаёт лёгким безумием, что прекрасно. Из актёрского состава хочется выделить особо Никиту Козлова (Городничий) и Марию Никуленкову (Хлестаков). Эти двое обаятельных и открытых актеров умеют удерживать внимание зала, чувствуется накопленный сценический опыт. А в финале спектакля на сцене разбирали стены, рушился старый мир. Он всегда будет рушиться, как бы сильно кто-то за него ни держался. Таков ход вещей. Будущее всегда наступает, а прошлое уходит, поэтому есть надежда. Я посмотрела на детей, которые играли Гоголя, проживали его с интересом и любовью, и теперь знаю, что у нас хорошее светлое будущее.
Даже пахнут они – гвоздика или анис –
Совершенно не нами Значительно лучше нас.Режиссёр Никита Виноградов рассказал, почему выбрал для постановки именно Гоголя и как это всё происходило.
Никита, почему "Ревизор"?
Мы сначала с ребятами думали ставить "Сон смешного человека" Достоевского, но они ничего в нём не понимают, им в этом материале тяжело, и я подумал, что нужно работать так: "Вот мои слова, вот мои реплики, вот заходит этот герой". "Ревизор" оказался самым подходящим. Материал большой, мы сокращали как могли. Теперь что-то получается, хотя казалось, что не получится никогда. Мы репетировали с конца октября три раза в неделю, и пока все ещё в начале пути, сегодня попробовали выйти на сцену, потом будем пытаться на этой сцене не только стоять, но и действовать.
Когда планируется премьера?
Я пока не знаю, выпустим ли мы в этом году премьеру, но 23 марта у нас будет показ двух составов. Премьера будет на детском театральном фестивале скорее всего, на "Днях театра" в Зеркальном.
А что за проблема с названием спектакля?
Мне просто не нравится название "Ревизор". Мы думали назвать спектакль "Антоша", чтобы притянуть линию Городничего, но поняли, что тогда надо сделать этюд, как он высек офицершу и спектакль опять будет 2 года длиться. А для такого формата полтора часа - это за глаза и за уши. У нас в беседе в телеграмме есть голосование, мы голосуем за название, но пока не выбрали. Решили, что, раз у нас предпоказ, то можно название пока не делать. Мы спросим у зрителя нашего первого, какое название лучше: "Господа чиновники", "Ревизор", "Проклятый инкогнито" или "Антоша". Я думаю, нужно назвать "Господа чиновники", потому что все участники - дети и не хочется никого из них обижать.
Какие-то ребята уже играли в спектаклях?
У некоторых ребят есть сценический опыт, и, мне кажется, их сразу видно, а есть те, которые в первый раз пришли и нужно с ними как-то работать. У кого-то это хорошо получается, у кого-то со скрипом, но самое главное, что у них есть стремление, а, значит, будет какой-то результат. Вырастить настоящих артистов мы в любом случае не стремимся.
Какие у тебя впечатления от сегодняшнего показа?
Нужно работать, нельзя делать сцены в последний день. Я знал это и так, все косяки мы сегодня увидели. Если бы я работал с профессиональными артистами, то сказал бы: "Стоп. Подождём, пока будет хороший результат", но тут же учебный процесс, ребята должны учиться. Несколько человек уже занимались где-то, но многие в первый раз пришли, и я понимаю, что им пора уже выйти на сцену, потому что они начинают стагнировать, если мы только репетируем. Детям нужна отдача.
Как давно ты работаешь с детьми?
6 февраля было 10 лет, как я занимаюсь педагогикой. Когда я закончил Театральную академию, у меня было стремление ставить спектакли и самому в них играть. Потом так вышло, что я пришёл в гости в свою театр-студию, где занимался, "Первый этаж" в Колпинском районе, увидел, что там всё довольно аморфно, провёл им тренинг, на следующий день опять пришёл, мне всё это стало очень интересно. С артистами профессиональными работать круто, но с детьми вообще получаются какие-то другие штуки. Помимо того, что дети пытаются что-то на сцене сделать, ты ещё наблюдаешь, как ребёнок превращается в человека и это очень ценно. Мне пофиг, будет он потом артистом или нет. Конечно, приятно, когда я вижу своих выпускников где-то, но из маленького человека сделать большого человека с большой буквы - это дорогого стоит. Из профессии я ушёл и стал заниматься исключительно детьми.
Насколько ты здесь, в ДДТ, свободен творчески?
Пока не знаю, сейчас со мной об этом будут говорить. Надеюсь, прилетит не сильно, но, если скажут вот так не делать, я найду другую дверку. Все равно я буду делать то, что мне хочется.
Что бы ты хотел ещё с детьми поставить?
Я очень люблю классику, и, когда мы её ставим с детьми, они по крайней мере её читают. Классика - это фундамент, поэтому пока что мы её ставим. У нас уже есть опыт спектакля- сторителлинга, было круто, но это совершенно другая работа. Пока мне нужно научить детей выходить на сцену, говорить с неё текст и действовать. Остальное будет позже.
Текст: Алла Игнатенко
Фотографии предоставлены организаторами