«Шедевры музыки барокко»: Вивальди, которого вы еще не слышали

Программа "Шедевры музыки барокко" в исполнении Российского ансамбля старинной музыки под управлением Владимира Шуляковского прозвучала 12 марта в Эрмитажном театре. Сочинения Вивальди, Баха и Генделя прозвучали, насколько это возможно, аутентично не только благодаря неоспоримому мастерству музыкантов, но и старинным инструментам, которые они используют. Вторая программа «Золотой век балета» пройдет совместно с Театром «Малый Трианон» Ярославы Бубновой и представит для вас барочные произведения композиторов Рамо, Люлли и Монтеклера 19 марта.

В первом отделении концерта "Шедевры музыки барокко" прозвучали увертюра и две арии из оперы "Ринальдо" Генделя и один из знаменитых Бранденбургских концертов Баха - концерт № 5.

Второе отделение было полностью отдано Вивальди. Звучали сочинения, малоизвестные широкой публике: Симфония RV 157 (Allegro, Andante, Allegro), Ария из мотета "In furore", Концерт для скрипки и клавесина RV 541 (Allegro, Largo, Allegro), Ария из оперы «Фарначе», Концерт «Ночь» для блокфлейты и струнных RV 439 *Largo, Presto (Fantasmi),Largo, Presto, Largo (Il sonno), Allegro).

Между отделениями не было антракта, однако Владимир Шуляковский вышел на авансцену, чтобы сказать несколько слов о сочинении Баха: "Этот концерт был написан в 1721 году, почти 300 лет назад. На самом деле, это первое в истории сочинение для солирующего клавишного инструмента, в данном случае - клавесина. Здесь скрипка и флейта тоже солирующие инструменты, но они играют вспомогательную роль. Как вы слышали, сложнейшая партия клавесина - огромная каденция в первой части. Это блестящее сочинение и сейчас мало кто сыграет, но в те времена, в первой половине XVIII века, пожалуй, кроме Баха и его сыновей, которые были блестящими клавесинистами, сыграть практически никто не мог».

Мы попросили Владимира Шуляковского рассказать о том, как формировалась программа.

"Слово «шедевры» в названии этой программы не означает исполнения чего-то супер известного или заигранного «до дыр». Ведь у того же Вивальди есть что выбрать из его грандиозного наследия, где одних концертов было более полутысячи. Так что перед исполнителями стояла непростая задача: досконально изучить и выбрать из всего этого обилия действительно самое яркое и лучшее, но, при этом, редко, или вообще не исполняемое. Но, даже играя самые известные сочинения (Бах, Бранденбургский концерт № 5), музыканты РАСМ делают это в своей неповторимой манере с использованием инструментов, для которых это сочинение было написано – клавесин, флейта траверсо и барочная скрипка. В таком виде этот концерт в Петербурге, да и во всей России, практически никогда не звучит. Ведь современные музыканты, не владеющие секретами игры на старинных инструментах, предпочитают исполнять этот концерт на фортепиано, современной металлической флейте и современной скрипке. Все это придаёт исполнению совершенно другой характер и звучание», - рассказывает Владимир Шуляковский.

После концерта, когда отзвучали первые овации, Владимир Шуляковский поздравил с днем рождения солировавшего на флейтах Фёдора Шуляковского: "он с трех лет играет в Филармонии, первый концерт у него был в Большом зале в нашем составе 15 лет назад!»

Российский ансамбль старинной музыки 12 марта выступил в составе:

Руководитель и солист: Владимир Шуляковский

Солисты: Виктория Евтодьева (сопрано), Фёдор Шуляковский (флейта траверсо, блокфлейта), Елена Чупахина (клавесин)

Ансамбль в составе: Владимир Шуляковский мл. (барочная скрипка), Александр Горбунов (барочный альт), Прасковья Шуляковская (барочная виолончель), Алексей Иванов (виола да гамба, контрабас)

Текст и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения