“О мире и войне ”: “Сектор Газа” в ЦЕХЪ театре

“…покинув Царский свой дом и весло корабельное взявши…
…В землю весло водрузи — ты окончил свое роковое,
Долгое странствие”.
(Одиссея. Гомер)

“Сектор Газа” - совместный проект ЦЕХЪ театра и Экспериментальной сцены театра-фестиваля "Балтийский дом" в жанре вербатим. Это завершающая часть исследовательского проекта «ОДИССЕЯ. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ТРИЛОГИЯ» режиссёра Анатолия Праудина на основе опыта экспедиций в горячие точки. До этого были “Донецк. Вторая площадка” и “Одиссея” (по следам экспедиции-мореплавания в Северной Атлантике).
Летом 2019 года Анатолий Праудин, художник Игорь Каневский и актёр Виктор Бугаков отправились в качестве волонтёров в израильский кибуц на границе с сектором Газа, в зону вооружённого конфликта. Их наблюдения и впечатления легли в основу спектакля “Сектор Газа” (лауреат Высшей театральной премии "Золотая маска", гран-при Международного театрального фестиваля моноспектаклей "Монокль").

Главный герой Виктор (солнечный, с наивной открытой улыбкой, будто не от мира сего Виктор Бугаков) приехал в кибуц добровольцем изначально на три месяца — а живет уже три года. Он работает в крохотном детском зоопарке за символическую плату, у него есть любимая девушка, он доволен своим нехитрым бытом. На сцене - клетка, в которой Виктор чувствует себя в безопасности, а из строительных обломков сам строит свой парадиз. Пусть где-то рядом грохочут взрывы, а прямо над ним парят боевые самолеты - война где-то там, в секторе Газа, и она - “ненастоящая”, потому что бомбы сюда не падают. К тому же всегда можно “включить” мирное бирюзовое небо над головой на маленьком экранчике, с которого отдает указания начальник Илан, на абракадабре (английском) - считай, полубог.

Но вот понемногу идеальный мир, сотканный из гармонии и благоденствия, начинает трескаться - то Илан бесконечно, как заведенный автомат, перечисляет одни и те же непонятные задания, то у любимой девушки Виктора “накипело”, и просьба о новом пылесосе становится поводом для выяснения отношений.

А щебет птиц и воркование Виктора над подопечными зоопарка сменятся рассказами Жеки о трехногой корове с осколком в туше и сожженным заживо стадом свиней. Жека (Иван Решетняк) - герой другой части трилогии - “Донецк. Вторая площадка”. Увидеть этот спектакль сейчас нельзя, но в “Сектор Газа” с недавних пор включены его фрагменты. Большую часть спектакля Жека - невидимый знакомый Виктора, голос, который терпеливо выслушивает то Виктора в эйфории, то его жалобы и сомнения. Но порой и Жека рассказывает о своей жизни, возникая как призрак в углу сцены. Жека - свой среди чужих, чужой среди своих, застрял по глупости на передовой, на 2-й Площадке. А больше всего на свете мечтает оказаться у мамы в Херсоне. На протяжении всего спектакля он, вспоминая дом, варит борщ, неторопливо чистя картофель, помешивая тушенку поварешкой (а в финале предложит угоститься зрителям).

Третий, до поры до времени неподвижный герой - художник Игорь Каневский, исполняющий роль голодного кота Персика, рисует на ватманах, иллюстрируя рассказы Жеки о беззащитных животных и о людях, которые становятся животными на войне. Иван Решетняк и Виктор Бугаков творят два полярных мира. Адский холод и безнадёга у Жеки в толстовке с забинтованной рукой, с разбитыми окнами и осколками, которые уже не раз влетали в его полуразрушенный дом. И жмурящийся, отмахивающихся от мух блаженный Виктор - живая иллюстрация библейского сюжета об обретенном рае (с осоловелым змеем и яблоком!). Игра Ивана Решетняка и Виктора Бугакова - не игра даже, это филигранное своей психофизикой проживание на сцене. А в финале Иван и Виктор уже говорят от себя - без мата, малороссийского и израильского говора. Они рассказывают о чуде - обнаруженной во время экспедиции церкви в обычном малоэтажном доме. В ней - мироточащая икона, женщины-певчие, не знающие ни нот, ни языка, и следы от трёх снарядов, попадавших в здание.

Тема трилогии Праудина - о том, как выживает человек в экстремальных условиях. Об искушении раз за разом покидать свой рай. О бесконечной тяге к разрушению. Но ещё она о мире, который каждый способен создавать посреди ада.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии ЦЕХЪ театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения