Красота мысли и пробуждение любви в джазе

11 марта на Новой сцене Александринского театра шесть танцевальных сцен объединились в один праздничный, энергичный и гармоничный хореографический текст, прозвучавший под звуки джаза и этнической музыки на премьере «Лоскутное одеяло». Спектакль представляет собой оригинальный творческий эксперимент композитора Станислава Чигадаева и Театра современного танца «Каннон Данс». Постановка была показана в рамках фестиваля «Jazz Plus», объединившего артистов, художников, хореографов и музыкантов, создающих творческие проекты в области танца, музыки, живописи и мультимедиа.



В 2022 г. в России отмечали столетие джаза. В честь этой знаменательной даты на многих площадках Санкт-Петербурга проводились спектакли, концерты и фестивали. Санкт-Петербургский Театр танца «Каннон Данс» и Концертное агентство Marcus Stage приняли решение продолжить череду праздничных мероприятий и организовать первый фестиваль «Jazz Plus», который должен ознаменовать новое летоисчисление джазового искусства в нашей стране: «100 плюс 1».

Джаз – это не только музыка, это синтез искусств, и фестиваль - тому подтверждение. Программа фестиваля, который проходил с 9 по 11 марта, включала в себя концерты коллективов Hang Made Project, Квартета Станислава Чигадаева и Квартета Игоря Тимофеева, лекцию об истории джазового танца, показ фильма «История джаз-танца. Возвращение к корням», выставку “Jazz Art”, мастер-класс Натальи Каспаровой по джазовому танцу и импровизации и премьеру спектакля, символически обозначающего суть джаза – «сочетание несочетаемого» – «Лоскутное одеяло».

Так же, как лоскутное одеяло состоит из разных кусочков ткани, у каждого из которых есть своя ценность и своя история, спектакль образован из разных элементов, отражающих разные направления искусства, образы, взаимоотношения, атмосферу, танцевальные и музыкальные стили.

В основе постановки – альбом Станислава Чигадаева под названием “Loneliness”. Композиции объединяют джазовые и этнические мотивы, в которых сочетается тончайший лиризм и духовность. Поклонникам джазовой музыки не нужно представлять Станислава Чигадаева, Сергея Гасанова, Владимира Волкова и Семена Федотова. Музыканты часто выступают на фестивалях и концертах, используя для импровизаций не только классические инструменты: рояль, контрабас и ударные, но и экзотические: дудук, тар, саз и ситар.

Для создания спектакля были приглашены шесть хореографов: Галина Грачева, Валерия Каспарова, Иван Сачков, Денис Охотников, Мария Маркунина и Владислав Борисов. Каждый эпизод имеет свой творческий облик, при этом благодаря переходам между сценами спектакль выглядит как единое цельное высказывание.



Первый эпизод – история об одиночестве и возможности встречи. Под звуки рояля девушка пытается найти «своих», но они недоступны. Люди вокруг нее замирают, отвергают или оказываются равнодушными к ее беспомощности до тех пор, пока она не обретает опору в себе, и, словно маленький ребенок, учится ходить заново.

Вторая сцена – шуточная и гротескная. У артистов не лица, а маски, с застывшей на них притворной радостью. Искаженные лица, диссонанс в музыке, резкие движения создают самобытное выражение эмоций, в котором важную роль играет не столько пластика, сколько актерская задача. Подобное настроение было в постановке В.Нижинского «Весна священная» под музыку И.Стравинского.

Третья и пятая сцены – романтические мечты о недостижимом идеале взаимной любви. Двое, встретившись взглядами, обретают полное взаимопонимание и танцуют в унисон под звуки журчания воды или на фоне звезд. Радость близости, поцелуи и нежные прикосновения – тот универсальный язык, для которого не нужно слов, зато нужна душевность и искренность.

Четвертый и шестой этюды – истории о муках творчества и порывах вдохновения, внутренних конфликтах и противоречиях, игре и самовыражении через формирование артистической индивидуальности и в гармоничном ансамбле с другими. Широкие жесты-реплики, кружения, вариации на тему элементов современного балета, подобно тем, которые были у Пины Бауш или Саши Вальц, собственные движения и импровизации.

Все артисты выходят на сцену в белой одежде, что позволяет визуальным эффектам отражаться не только на пространстве сцены, но и на самих танцорах. Капли дождя, морские волны, оранжевые и желтые фигуры накаляют атмосферу и становятся дополнительным украшением спектакля.



В спектакле «Лоскутное одеяло» произошло объединение различных танцевальных стилей, включая джазовый, неоклассику, contemporary и импровизацию. Каждый из этих стилей подразумевает мастерское владение телом и хореографическими средствами, свежесть пластических интерпретаций и новаторство хореографов. Все это продемонстрировали балетмейстеры и артисты Театра танца «Каннон Данс», создав фантастически сложную и при этом удивительно легкую для восприятия хореодраму, способную увлечь зрителей очарованием джазовой культуры и вовлечь их в диалог о душевном комплексе человека, в котором не бывает черного или белого, хорошего или плохого, а бывает «сочетание несочетаемого», что и делает его достойным любви.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Нины Данилиной

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения