Когда танец становится дыханием

3 марта в уютной киностудии "Лендок" показали фильм Рамзи Бен Слимана "Принцесса балета" (2022). 

Ожидание момента — не менее ценный момент: пока не начался фильм, можно прогуляться по самой студии: здесь, в стенах старинного здания  в галерее затаились картины современного художника Евгения Крылова. Культурный центр этого уютного местечка позволит посетителям отвлечься от бесцельного ожидания, наслаждаясь музейными экспонатами, дегустацией в арт-баре или глубинным путешествием по картинам современных художников. Атмосфера располагает к приятному просмотру кино.

Смысл драмеди запечатлен уже в обложке фильма: дискриминация, право на самоидентичность в обществе. «Белоснежка не может быть черной» — комедийная французская драма представляет собой открытое политическое высказывание. Об этом говорят сами герои, например, отец главной героини произносит фразу: «Тебе не черной быть не нравится, тебе не нравится отношение к черным во Франции».

Сюжет фильма выстраивается таким образом: двенадцатилетняя чернокожая Нинэ мечтает поступить в высшую балетную школу при Парижской опере. На пути героини встречаются трудности, которые не помогают ей раскрыться.

Персонаж находится в стагнации: Нинэ как была сильной в начале нарратива, так и осталась до самых титр. Не было роста или падения — героиня существует перед зрителями в одном состоянии. Если нам хотели показать сильную Нинэ, это удалось бы сделать через ее личностный рост: как она, слабая, при помощи жизненных  обстоятельств закалилась и стала сильной девушкой. Но из-за стагнации и застоя в характере героини зрителям удается предугадать многие моменты фильма. Предсказуемость и клише лишают кино неожиданных сюжетных поворотов. Однако в этой драме есть вопросы, за которые можно зацепиться. Например: Кого можно считать главным героем —  Нинэ или Мариам? Правильнее все же не отрывать персонажей друг от друга. Главные герои: Мариам — строгая директриса и Нинэ —  ученица в балетной школе, они существуют вместе, потому что Нинэ — это и есть Мариам в детстве.

Здесь мы вспоминаем Гегеля, который говорил про единство противоположностей. Путь взросления происходит, когда мир перестает быть только черным или только белым, а выстраивается, как борьба этих двух цветов. Этот конфликт ведет к развитию. В нашем случае конфронтация между Мариам и Нинэ раскрывает сильные стороны героинь. 

Персонажи дополняют друг друга, раскрывая новую сюжетную линию: в один момент Мариам мысленно перемещается из своего состояния в шкуру Нинэ. Но это все равно не раскрывает героиню, не объясняет ее двуличность. В фильме мелькает вопрос, заданный Мариам напрямую: «Тяжело тебе прятать свою личность?», но она уклоняется от ответа. А ведь у зрителей к образу ее героя скопилось много вопросов. На кое-какие моменты дала ответы Елизавета Заславская, психолог и  гештальт-терапевт: "С психологической точки зрения мы вынуждены обратиться к Эриху Фромму, который упоминал про бегство от свободы. Свобода — возможность обрести свою идентичность, с другой стороны — это большая ответственность. В фильме показано это бегство от свободы. Школа балета — это система, которая диктует свои прозрачные правила. А в свободе эти правила приходится создавать самому. Может, проще следовать придуманным за тебя правилам, нежели создавать свои?".

Психолог выделяет свои уровни фильма:

  1. Общество и дискриминация.
  2. Воспитание родителей.
  3. Микрогруппы, буллинг.
  4. Борьба Нинэ и Мариам.

Здесь нет ни слова о балете, потому что фильм не про него. Внутренние переживания и философские мотивы сюжета задвигают балет на задний план. Танцы — это некое место, которое помогает нам раскрыть психологические мотивы сюжета, заглянуть вглубь героев. Как говорил Виктор Пелевин: «Если долго смотреть вглубь себя, то можно обнаружить, что там ничего нет». Этого нельзя сказать про балерину Нинэ. Она дышит танцем, для нее он - не просто кислород, а естественная среда обитания, в котором она, подобно нежной ласточке, хорошо летает. В ее жилах течет балет. Нинэ - персонаж многогранный и достаточно взрослый, хотя ей всего 12 лет. Это условная цифра, которую следует отбросить и принять тот факт, что детская версия Нинэ — это взрослая Мариам. Героини выступают проводниками друг для друга.

Мариам  же меняется по ходу развития событий. Проблема в том, что это изменение происходит крайне быстро, как щелчок пальцев — зритель не получает ответов, не может понять героиню. Вот она была злой директрисой и резко превратилась в человечную версию себя — вспомнила и приняла свои родные корни благодаря Нинэ. Подобные скачки воспринимаются зрителями, как сюжетные «перемотки» или «дыры». Факт в том, что изменение личности Мариам должно занимать приличный процент в сюжете, она - один из главных героев. И это важный переход, которому следует уделить достаточно времени.

Отсюда и оценка фильма: 6/10. Такую же оценку дает Елизавета при обсуждении драмы, а так же многие зрители.

Из плюсов - безусловно, операторская работа Энтони Диаса, она придает кинокартине особое восприятие. Фильм снят настолько увлекательно  и грамотно, что зрители срастаются с сюжетом и растворяются в нем. В один момент пропадает очертание экрана —  это позволяет зрителю стать участником кино. Оператор не пропустил ни одной детали при съемке фильма, и зрители всецело погрузились в жизнь двенадцатилетней балерины.

Детализация и сакральные мелочи наполняют фильм эстетической составляющей. Цвет одежды героев черно-белый. Не просто гамма, а принципиальный посыл — Нинэ отказывается носить одежду другого цвета несмотря на то, что белый цвет подчеркивает ее темный тон кожи. Контрасты присутствуют не только в одежде, но и в самом фильме. Цвета задают комедийной драме смысловую подоплеку. Красно-оранжевый появляется в момент агрессии и буллинга по отношению к Нинэ. Темно-синий врывается там, где есть дисциплина. Смену цветов подчеркивает классическое музыкальное оформление. Композитор: Жан Боэмон Легэ.

Помимо операторской работы и музыкального оформления, стоит сказать про игру актеров. Именно благодаря ей зрители наблюдают кино с особым напряжением. Двенадцатилетнюю балерину Нинэ играет Уми Бруни Гаррель. Директрису Мариам сыграла Майвенн. Родителей Нинэ — Айса Майга и Стив Тьеншо. Преподавателей — Седрик Кан, Александр Стайгер, Рихард Заммель, Натали Ришар. Именно сильная игра актеров обеспечила мотивацию, запрятанную в фильме. Герои противостоят друг другу, дают отпор.

В фильме мало рассказано про балет и много про чёрный цвет кожи.  Но все же можно разглядеть важные детали балета, как маленькой жизни:

  1. Балет — полет, возможный только при лёгком теле.
  2. Балет — геометрия, амплитуда движений.
  3. Балет — баланс между всеми органами чувств.
  4. Балет — строгая диета и дисциплина.
  5. Балет — прекрасная «локация», чтобы раскрыть тему конкуренции и буллинга, соперничества и индивидуальности.

Эти моменты раскрывают нам хотя бы какую-то информацию про балет. Основной темой все равно остаётся дискриминация. Говорить про дискриминацию надо. В современных реалиях люди дискриминируют друг друга по всем канонам: необычная внешность, цвет кожи, гендер, возраст, вес или рост. Любая единица измерения ведет к чьему-то осуждению. Посему тема фильма актуальна в наши дни. Мы все разные и в этом наше единство. Не стоит меняться или загонять себя под чьи-то стандарты. Именно разные краски создают единую палитру, где у каждой краски есть своя важная роль —  создавать новую гамму. Давайте светить каждый своим цветом, образуя общую радугу.

Текст: Ксения Махрова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения