«Касатка. Новый полет»: премьера в Молодежном театре на Фонтанке

8 и 9 марта в Молодежном театре на Фонтанке прошли премьерные показы обновленного спектакля «Касатка», получившего название «Касатка. Новый полет».

«Касатка» являлась практически визитной карточкой Молодежного театра. Премьера состоялась в далеком 1999 г., и за 22 года постановка не наскучила зрителю, напротив, билеты на нее разлетались быстрее горячих пирожков. Оттого постоянный зритель с болью в сердце воспринял новость о том, что спектакль будет снят с репертуара 1 декабря 2021 г… Однако горевали театралы недолго, ведь 8 марта 2023 г. театр вернул легендарную постановку, обновив состав и дав ей чуть измененное название – «Касатка. Новый полет».

Перед премьерой режиссер-постановщик, Семён Спивак, попросил зрителей не сравнивать два спектакля, а призвал открыться новому и поддержать артистов. К слову, из прежнего состава в нынешнем остались Сергей Барковский (Абрам Алексеевич Желтухин), Елена Соловьева (Анна Аполлосовна), Алексей Одинг (матрос Панкрат) и Татьяна Григорьева в роли Варвары Ивановны Долговой. Правда, теперь у князя Бельского две тети, второй выступает Регина Щукина.

 Спектакль поставлен по лирической комедии Алексея Толстого, написанной в 1916 г. Жанр спектакля постановщики определяют как «комедия о любви». Однако стоит предупредить театралов, еще не знакомых со спектаклем: не стоит ждать от «Касатки. Новый полет» гомерического хохота, как, к примеру, в другой постановке театра «#Женитьба_net». Безусловно, здесь есть, где и над чем посмеяться, однако акцент смещен в сторону философских мыслей и рассуждений, так что у зрителя не получится прийти на «Касатку. Новый полет» в надежде расслабиться.

И тому есть объяснение. Действительно, сложно бездумно и заливисто смеяться, когда перед тобою разворачивается настоящая драма, драма во всех смыслах и различных декорациях: сначала перед нами предстают уже ни во что не верящие, опустившиеся и отправленные в утиль бывшая звезда Касатка (Алиса Варова), разорившийся князь Бельский (Андрей Кузнецов) и приживала Абрам Алексеевич Желтухин (Сергей Барковский), затем – они же отправляются в деревню на свадьбу двух молодых людей Ильи (Александр Тихановский) и Раисы (Василина Кириллова) по приглашению тетушки князя и находят там «истинную» любовь.

Поиск себя, новых ощущений и новых чувств – этим заняты все без исключения персонажи, независимо от возраста, статуса, положения. Так, Желтухин ищет любовь по расчету, Раиса покупается на новое и неизведанное, Илья мечтает о журавле в небе, а Бельский с Касаткой просто бросаются в омут новых страстей от скуки и пресыщенности. Как результат, распадаются одни пары и образуются другие. Многие критики и зрители говорят об истинных чувствах, зародившихся в новых парах. Однако мы этого увидеть не смогли. Например, сложно поверить в настоящую любовь со стороны Марьи Семеновны, которая сначала говорит, что по-настоящему любила только Анатолия Петровича, а затем, в деревне, где нечем заняться, встретив давнего поклонника, отвергнутого ею несколько лет назад, вдруг понимает, что всегда любила только его. Не менее сомнительно выглядят вспыхнувшие чувства Бельского к Раисе. Князь жил с Касаткой, волочился за блондинкой, и лишь в деревне прозрел, увидев юную деревенскую девушку. Раиса, в свою очередь, мало что видевшая в жизни, теряет свою юную голову от прожженного ловеласа Бельского, вышедшего на очередную охоту дабы хоть как-то развлечься в сельской глуши. Пожалуй, единственный, в любовь которого веришь – это Илья. Поклонник Касатки, осмеянный ею в Петербурге, встретившись с нею вне сцены, проходит все этапы – от ненависти до любви. Он не кидается в омут страстей, а следует законам чести и морали, как бы тяжело это ни было для него. И он – последний, кто позволяет себе отдаться чувствам.

В первом спектакле – «Касатка» – зрители полюбили, пожалуй, главную его декорацию – раскидистое дерево с яблоками, вокруг которого, на поклонах, собираются артисты. Насколько ненастоящей является яблоня с ее плодами несмотря на всю свою красоту, настолько же  фальшивы чувства всех героев. Тем не менее, хочется верить, что такое восприятие вызвано внезапными переменами, наступившими в жизни каждого из них, и, как дерево дает свои плоды, так и новые отношения со временем перерастут во что-то более глубокое и серьезное.

Разбавляет разворачивающуюся на сцене драму вкрапляемый юмор, главными источниками которого являются Желтухин и Варвара Ивановна Долгова (Регина Щукина). Абрам Алексеевич то пытается помирить молодых, то свою судьбу строит, а в перерывах между делами не прочь перекусить да рюмочку пропустить. Варвара Ивановна, напротив, слишком серьезно ко всему подходит, пытаясь следить за всем и вся, но это приводит к противоположному результату, так как все выходит из-под ее контроля, что добавляет действию дополнительную комичность. Пожалуй, эти два героя стали лучами света в царстве драмы и судьбоносных переломов в жизни остальных.

Один из героев в какой-то момент восклицает: «Тоска на душе!». На наш взгляд, все поступки персонажей в «Касатке. Новый полет» продиктованы данным девизом, и они заражают этим и тебя, так что и ты выходишь из зала с тоской на душе. Что ждет героев впереди? Обретут ли они в конце концов тихое семейное счастье? Как сложится их судьба в новых условиях, особенно с учетом того, что впереди их ожидают реалии 1917 г.? Комедия о любви? Каждый зритель вправе сам решать, о чем повествует данная постановка.

Текст: Любовь Марьина

Фото: Юлия Кудряшова

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения