Гамлет.Ширма. Гамлет и все-все-все

У каждого театра свой "Гамлет". Для Большого театра кукол "Гамлет" (премьера - декабрь 2018 года) - это сочиненный ими жанр «postpunkpuppetshow». Сюжет трагедии Шекспира разбит и переосмыслен в “гамлетонах”, анекдотических сценках из жизни народа Дании. События пьесы сохранены, но в них снижен пафос веков, выведена на первый план человеческая порочность и добавлено немного шуток ниже пояса. Предложен прообраз шекспировского театра, как будто он существует сейчас.

Зрителей на представление призывает трубным гласом престарелый, шаркающий ногами Шекспир, в синем потертом ренессановсном костюме. Королевский синий - основной цвет в постановке, других цветов мы почти не увидим. Ощущение, что кто-то разлил чернила. В зале для зрителей установлен небольшой амфитеатр, а сцену отгораживает синий, местами дырявый занавес. Сама сцена задрапирована синим бархатом и костюмы актеров тоже синие. Чувство, словно попадаешь внутрь рукописи пьесы, где шалят ее герои, бегая по страницам и путая слова в предложениях.

Режиссер Руслан Кудашов создает свой театр Шекспира из “бытовой жестовой пантомимы”, марионеток-двойников, звукопроизношения, предметов кухонной утвари и молитвы Франциска Ассизского. От текста Шекспира остались только отрывочные слова. Всех персонажей играют мужчины. Герои пьесы стали гротескными, с них снята вся королевская напыщенность. Они падшие и больные люди, у каждого свой порок. Только Гамлет выделяется свой детской чистотой и желанием изменить это прогнившее королевство. Здесь история Гамлета - история взросления ребенка. Отсюда и ощущения простоты, тепла и удивления на протяжении всего спектакля.

Все начинается с рождения Гамлета из руки Шекспира, новорожденный произносит “Ма”, “Дя”, “Филя”, “Ларик”. Никак иначе этих героев и не будут звать, мы услышим только уменьшительные имена. Клавдий станет и вовсе Клавой, эдакий подкаблучник Шалтай-Болтай, который в один момент даже отдает свои яйца. Гертруда - пьяница, с увядшей красотой, ведет себя весьма бесстыдно и нарочито развратно. Полоний - жуткий обжора, который тиранит своих детей. Офелия с белокурыми косами мультяшно манерничает и жаждет первой чистой любви, при этом она физически развитая и мускулистая, а умирая (уходя в ширму), и вовсе превращается в пловца-атлета. Дух отца представлен в виде большого уха, которое носит с собой Гамлет. Периодически он прикладывает его к своему уху, чтобы услышать ответ на вопросы.

Лейтмотив всех отношений героев: “Бьет, значит, любит”, тонко пойманный момент шекспировской пьесы, где жестокость и любовь тесно переплетены. Перед смертью герои обретают просветление, они снимают с себя тяжелые бархатные одежды, гротескные маски и произносят слова из молитвы Франциска Ассизского. Это момент очищения. Но все заканчивается тем, что Гамлет убивает своего собственного творца, запихивая его вглубь ширмы. Театр поглотил сам себя.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии БТК 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения