Ангелина Засенцева: Конец света случился, а мы этого не заметили

16 и 17 марта Театр ненормативной пластики выпускает премьеру "Конец света, моя любовь" по книге Аллы Горбуновой, режиссёр спектакля - Борис Павлович. Весь город говорит, что "Павлович пришёл в гости к Кагановичу". По случаю премьеры мы пообщались с Ангелиной Засенцевой, актрисой проекта "Лес",  выпускницей Екатеринбургского театрального института (2018 год).

Интересно, что сейчас часто ставят спектакли про девяностые, то есть не отпускает эта эпоха. Как вы думаете, почему так происходит?

Я не знаю. Может быть, потому что наше поколение пришло к какой-то ностальгической ноте, 90-е нас трогают, они на нас повлияли напрямую или косвенно. Я родилась в девяностые (в 1994), но меня эта эпоха мало затронула: я не знаю, что такое голод и лишения. Моё детство прошло в маленьком посёлке (Белый Яр, Республика Хакасия), где был огород, и когда ребята здесь рассказывают, что нечего было есть, я этого не застала, для меня девяностые - что-то тёплое: музыка, песни.

Как вы думаете, почему Борис Павлович решил поставить именно спектакль про девяностые и почему выбрал книгу "Конец света, моя любовь"?

Мне кажется, тут дело не в эпохе: Борису Павловичу очень нравится Алла Горбунова. Жёсткие вещи, о которых она пишет, уходят в фантасмагорию, в тёмный лес: реальность происходит где-то не здесь, а там. Выбор материала связан с тем, что это хорошая литература, а не с эпохой, хотя там есть моменты, которые у Бориса больше пересекаются с девяностыми, чем, допустим, у меня.

Расскажите, пожалуйста, про премьеру: что это будет?

Вообще, это будет вечеринка сгоревшей юности, мы так обозначаем наш жанр. Это вечеринка, на которую пришли люди, юность которых сгорела. Все персонажи спектакля, как и персонажи книги - это и есть Алла Горбунова, просто в разных ипостасях, и те, кто её окружает. Мы, актрисы, играем всех героев. В книге есть нераскрытые персонажи, то есть они просто обозначаются: "этот такой-то, он делает то-то" и бросаются, а потом в другом месте и времени возникают. Мы берём кусочки текста, не раскрывая персонажей в полной мере, не рассказывая предысторию, и с ними работаем. У нас очень крутая команда: Светлана Бень, группа "Комсомольск" и Роман Цепелев сочинили музыку на стихи Горбуновой, также музыку сочинила Елена Белкина, она будет вести музыку в спектакле, мы стараемся хорошо петь. Макс Пахомов нам делает пластические этюды, драки. Художник Ольга Павлович нам придумала супернаряды, у меня столько платьев не было никогда в жизни. Кажется, будет восемь переодеваний.

Вы все прочитали книгу "Конец света, моя любовь" или только инсценировку?

Инсценировка была сделана из тех кусков, которые мы приносили. Борис редко работает с пьесами, считая, что работа актёра заканчивается, когда ему дали пьесу, сказали: "Ты - Джульетта", и актер выучил текст, всё. Когда работаешь с прозаическим произведением, ты должен найти себе текст сам. Ты видишь, что вот этот кусок клёвый, но он тебе по смыслу не подходит, поэтому не берёшь. Бывает, Борис говорит: "Вот этот кусок мне нравится. Давайте попробуем его сделать". Мы начинаем думать над этим.

Естественно, мы все прочитали книгу, мы познакомились с Аллой Горбуновой, она пришла к нам на репетицию, рассказала, какие вкусы у неё в музыке, что ей нравится, мы посмотрели, какая она. С мёртвыми авторами такой возможности нет, а с нашими современниками - есть. Алла Горбунова нам прислала другие свои тексты: сборник стихов и четыре книги прозы. Их каждый уже читал в меру того, что его больше интересовало. Если мне больше нравится книга "Вещи и ущи", то Борису больше "Лето" импонирует. В наш спектакль вошли кусочки не только из "Конца света, моя любовь", но и из других книг.

Как она отнеслась к идее постановки спектакля по её книгам?

Она очень позитивно и тепло к нам отнеслась. Если получится, приедет на премьеру. Алла живёт в Москве, у неё дом под Петербургом, какую-то часть времени она живёт здесь. У неё такой подход, что автор написал одно, а люди увидят другое и это нормально, Алла Горбунова не критично относится к этому. Есть авторы, которые считают по-другому: "Должен быть весь текст от корки до корки, слово к слову". У неё это не так радикально и от этого гораздо приятнее: у тебя есть свобода в работе с её текстом.

С двумя другими актрисами: Яной Савицкой и Юлией Захаркиной вы прежде работали?

Нет, я не работала ни с Юлей, ни с Яной, и это дополнительная ответственность, потому что Яна - актриса БДТ, а Юлия в Невидимом играет и с Борисом Павловичем уже работала, а я с Борисом в первый раз работаю как с режиссёром, в "Лес. Ангелина" он не выстраивал мне сцен, мы с ним просто разговаривали, он мне рассказывал про Бибихина, у меня появлялись ассоциации с моей жизнью, которые вылились в спектакль. Поэтому сейчас я понятия не имела, как и что он будет делать, но в принципе не сильно отличается работа, это такой же этюдный метод. Мы приносили этюды, Борис помогал выстраивать, компоновал, говорил, какие лучше сделать образы.

В чём, вы считаете, сверхидея этого спектакля?

В том, что конец света случился, а мы этого немножко не заметили и продолжаем по инерции существовать. Есть надежда на то, что некоторые уходят из ада, пусть мы и не знаем, как и почему это происходит.

То есть просвет будет?

Думаю, да. Потому что, если об этом не думать, то совсем грустно становится. Остаётся только ложиться и умирать.

Как ваше сотрудничество с Борисом Павловичем началось? Как вы в "Лесу" оказались?

Я очень люблю лаборатории, меня ни разу в театр не взяли после того, как я стихи хорошо прочитала, этот метод для меня уже не работает. Однажды я села и подала пять заявок в лаборатории, видео записала и оставила это на высшие силы. Прошло несколько месяцев, это был ковидный 2020 год, и мне пришёл ответ из лаборатории фигуративного театра, которую проводил Карлсон Хаус. Я по образованию драматическая актриса, но очень люблю театр кукол, мне кажется, что он очень сильно недооценён. У актёров театра кукол гораздо больше скиллов прокаченных. Я попала на эту лабораторию, там был Борис Павлович, Максим Исаев и Ксения Перетрухина. Первую неделю я работала с Борисом Павловичем. Когда я его встретила, то была шокирована тем, насколько он умный, деликатный и думающий режиссёр. Я вообще не знала кто это до того, как попала в лабораторию, он меня очень впечатлил. Борис у нас вел тренинги, а, когда лаборатория закончилась, он мне сказал: "У меня есть проект "Лес", я вас хочу пригласить".  Я и про "Лес" тогда не знала, но вот 2 года практически только "Лесом" и занимаюсь.

Про "Лес. Ангелина" все говорят, что это очень откровенный спектакль, границы между актрисой и зрителями стираются. Как вы это внутри ощущаете?

Мне вначале было сложно, потому что это в любом случае очень личная история, про мою семью. Поэтому в моём родном городе я бы этот спектакль играть никогда не согласилась: там живут мои близкие и я за них опасаюсь. Насчёт откровения: там совсем другое существование, я не играю персонажей, только беру пару каких-то масок, чтобы снять серьёзность. Надеваю очки, чтобы быть похожей на героиню сериала. Но по факту я не играю ничего. "Конец света, моя любовь" - достаточно стрессовая для меня премьера, потому что мне нужно будет играть большое количество персонажей, а я так уже довольно давно не делала.

"Лес. Ангелина" часто ездит по России, как и, например, "Квадрат". Ребята из "Квадрата" говорят, что во многих регионах 90-е ещё не закончились. Возможно, поэтому тема такая будоражащая и спектакли про девяностые так популярны. Как вы к этому относитесь?

"Лес. Ангелина" скоро поедет в Смоленск (19 и 20 марта), это будет десятый город, в который я приеду с этим спектаклем, юбилейный. Мне кажется, во всех городах есть какие-то свои фишки, где-то этого больше, где-то меньше. Даже если здесь, в Питере, мы войдём во двор, я думаю, что там тоже будет свой контингент. Если мы встанем возле "Красного и белого", не думаю, что ситуация будет сильно отличаться от того, что происходит в посёлке городского типа. В Питере девяностых так же много, как и в других городах.

"Лес. Ангелина" - моноспектакль. Как вам удаётся удерживать внимание зала долгое время, ведь моноспектакль - сложный жанр?

Да вообще ужас, если честно. Я никогда не работала с моноспектаклями до этого, это был первый для меня опыт. Удерживать внимание зала, мне кажется, помогает то, что я не играю персонажей. В любом случае у меня есть открытый контакт. Если бы я была за четвёртой стеной, это как раз было бы сложно. Если ты потерял внимание и 20 минут сидишь вяжешь, то вернуть его будет очень сложно. В "Ангелине" возможна импровизация, у меня есть несколько историй, которые я меняю, могу сегодня это рассказать, а завтра то. Я говорю: "Я человек, я женщина, мне 28 лет", а до этого рассказывала про планеты, и тут кто-то из зрителей спрашивает: "А кто вы по знаку Зодиака?". "Я Козерог". И всё, мы зацепились за этого Козерога, и это оказалось лейтмотивом, который я потом везде вставляла. Я могу свободно обращаться к людям. Кто-то мне что-то говорит, я на это реагирую. Я не люблю, когда делают вид, что ничего не происходит. Я могу вступить с человеком в беседу, что-то с ним обсудить и обычно это нормально работает. В этом плане я в более безопасном положении нахожусь, чем если бы играла отстранённого персонажа.

Так же помогает выбор площадки. Сцена подразумевает спектакль, поэтому мы играем в барах. Мне даже не нравится, когда в баре есть приступочка, где можно читать стендап, например, я не хочу возвышаться над зрителями, как будто я сейчас им что-нибудь сыграю. Я сразу говорю: "Ребята, не надо ничего ждать, сейчас ничего не будет сверхъестественного, я тупо буду читать книгу". Люди могут пить пиво, я даже болею за то, чтобы они пили. Они должны быть расслаблены, "Лес. Ангелина" направлен на то, чтобы всем было комфортно. Мы с ними сейчас просто поговорим, и если в них после этого что-то останется, то здорово.

Насколько люди реагируют и готовы общаться?

Это зависит от публики, от города. Куда-то приезжаешь и зал уже как будто сразу включен. На фестивали современного театра люди приходят уже подготовленные, а бывает так, что муж с женой пришли в театр смотреть спектакль и им будет сложнее подключиться, чем зрителям, которые понимают, что театр бывает разный. Зависит от людей и моего настроя, настроения, в себе я или не в себе.

Моя приятельница, когда была в Калининграде, ходила с друзьями на ваш спектакль, который проходил в баре где-то в промышленном районе. Осталась под большим впечатлением. Очень хорошо все отзываются о вашем спектакле. Вы же ещё актриса Театра графини Паниной? Ничего мы не знаем про этот театр. Расскажите, пожалуйста, что вы там играете? И что там вообще происходит?

Я играю в спектакле "Женитьба" сваху. Сейчас мы репетировали "Яму" Куприна, я должна была играть Анну Марковну, но из-за того, что у меня здесь выпуск, мы не сошлись по датам. В Театре ненормативной пластики у меня очень важная премьера, поэтому я не расстроилась.

Вы же ещё в Социально-художественном театре играли?

Да, я буквально один раз сыграла в спектакле "Сотворившая чудо", сейчас там меняется актриса, играющая главную героиню, поэтому мы его не играем.

В "Лесу" вы ведь ещё что-то играете?

У меня ещё "Лес. Турпоход" и "Лес. Дневники". "Турпоход" - это симуляция турпохода в закрытом пространстве, его играют зрители. Я выхожу в начале и говорю, что сейчас они будут играть спектакль. Аудиогид звучит не в наушниках, а во всём пространстве, некоторые зрители остаются в зале, а несколько человек отправляется в турпоход, они раскладывают палатку, всё как в жизни. Этот спектакль я очень редко играю, по внутреннему запросу. Спектакль "Лес. Дневники" поставили специально для фестиваля "Толстой" в Ясной Поляне по книге Бибихина "Дневники Льва Толстого", где он комментирует дневники Льва Николаевича. В этом спектакле мы играем с актрисами Асей Прониной и Кристиной Токаревой, вместе со зрителями пишем дневник, пытаясь подражать Льву Толстому. Там есть юмористические моменты, когда я переодеваюсь в мужика, а Кристина Токарева переодевается в пчелу.

Мы с вами познакомились на фестивале Stories в "Субботе". Вы часто ходите в театр?

По возможности стараюсь ходить, вот сегодня я "Шиле" в первый раз посмотрю. В театре "Суббота", где мы с вами познакомились, я до этого ни разу не была, пришла специально посмотреть на двух режиссёров: Артёма Устинова, мне очень нравится, что он делает, и Диму Акимова, я когда-то с ним работала. Мне было интересно, что они сделали, меня вообще интересует современная драматургия, что в ней происходит, я всегда следила за "Любимовкой", чтобы понимать кто что пишет.

На какие спектакли недавно ходили, что понравилось?

Я буквально вчера ходила на "Идиота" Шерешевского, там играет моя знакомая актриса, Таня Ишматова, мы с ней учились вместе в институте, она у меня вела вокал. Я суперсчастлива, что посмотрела, получила огромное удовольствие, там играют очень крутые актёры, в том числе много ребят, которых я никогда не видела. Это редкость, ведь, когда приходишь в частные театры, например, в Такой театр, Театр Поколений, Цехъ, Невидимый, там много одних и тех же актёров. Саша Худяков. вообще, где только не играет. Паша Филиппов тоже, кажется, во всех театрах занят.

С Пашей вы тоже учились вместе?

Мы учились у одного мастера, только в разные года, он раньше закончил.

Во время записи этого интервью по фойе "Скорохода" ходил, загадочно улыбаясь, Роман Каганович (у меня даже дыхание перехватывало), гримировали Александра Худякова, издали нас фотографировал Павел Филиппов. Атмосфера настраивала на свободу и радость творчества. Желаем всей команде спектакля "Конец света, моя любовь" удачной премьеры!

Беседовала Алла Игнатенко

Фотографии Виктории Александровой

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения