Детективный триллер от режиссера Степана Бурнашёва в широком прокате с 30 марта
Якутское кино сейчас у нас в стране в фаворе. Этому современному кинотренду помогает достаточно вялая интенсивность нашего кинематографического центра - "Мосфильма" (мы уж не говорим о "Ленфильме", находящемся в состоянии перманентной стагнации, и независимых студиях, находящихся, в силу понятных затруднений, также на мели, причем не только финансовых, но и интеллектуальных).
Вместе с тем, нужно учитывать и спонтанно народившийся энтузиазм зрителей Республики Саха (Якутия), с восторгом воспринимающих "местные" истории, разыгрываемые при этом на якутском языке. Вечные проблемы с финансированием традиционно дорогого, по определению, кинопроизводства также благополучно решаются сейчас в Якутии: с одной стороны, нынешний глава республики А. Николаев мудро объявил республиканский кинобизнес "креативной индустрией" и всячески его поддерживает, в том числе и материально, с другой - якутские режиссёры "не брезгуют" делать фильмы "на коленке", сводя до минимума затраты на производство (чем выгодно отличаются от часто встречающихся финансовых способов производства кино по другую сторону Уральского хребта), да и, зачастую, бескорыстный энтузиазм местного социума, так или иначе участвующего в съёмках, помогает количественному росту якутской кинопродукции, выпустившей, к примеру, за последние годы больше фильмов, чем "Мосфильм".
Как не стесняются якуты делать кино дешёвое, так же не стесняются они и открыто учиться у мирового кинематографа - сюжетам, приёмам, уже известным наработкам "делания кино". При этом множа всё это на своеобразный "национальный коэффициент". В этом отношении новый фильм "Айта" продюсера и режиссёра Степана Бурнашева - яркий и позитивный пример такой учёбы.
Впрочем, С. Бурнашева давно называют "якутским Тарантино". Причем, если у американского режиссёра постмодернистский стиль образовался после увиденных сотен чужих фильмов, то у Бурнашёва, утверждающего, что фильмов вообще смотрел мало, появление подобного стиля, вероятно, связано с помощью какого-то местного духа, любящего хорошее кино (на всякий случай - шутка!).
Как бы там ни было, но "Айта" - блестящей пример использования, осознания и творческой переработки основных мировых приёмов и сюжетов action movie. История попытки самосуда подозреваемого в смерти школьницы (основанная на реальном случае) срежиссирована и разыграна по всем законам триллера, нуара с элементами вестерна. Вообще, если бы не появляющийся пару раз на экране портрет отечественного президента вкупе с национальными внешними чертами артистов-якутов, можно было бы подумать, что смотрим лихо закрученный американский боевик. Вместе с тем, внимательный кинозритель постмодернистски не сможет не вспомнить "Гадких лебедей" Стругацких, "12" Михалкова, "Бульдозер" П. Солета про Марвина Джона Химейера и его Killdozer и многое другое.
Это отнюдь не должно ущемлять хорошее впечатление от фильма. Учебники по сценарному мастерству указывают сильно ограниченное количество сюжетов и приёмов, постоянно используемых в мировой кинопрактике. Придумать новый сценарный ход практически трудно, осуществить на основе имеющихся сценарных, изобразительных и актёрских "кирпичей" интересную кинокартину - тоже нелегко! Но именно это и удалось С. Бурнашеву! Подтверждение этому - премия за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Иннокентию Луковцеву) на первом отечественном кинофестивале авторского кино "Зимний".
Текст: Юрий Ильин
Бурнашев не копирует других, он сам выстраивает и монтирует все в своей голове.. вы не поняли