Островок Италии в заснеженном Петербурге

1 февраля в большом зале Филармонии имени Д. Шостаковича атмосферу солнечной Италии создавали музыканты Государственного академического камерного оркестра России под руководством дирижера Алексея Уткина. Оркестр из Москвы блестяще исполнил сочинения самых известных итальянских композиторов эпохи барокко и классицизма: Россини, Вивальди, Альбинони и Паганини. Вместе с оркестром выступали солисты: флейтистка Мария Чепурина и скрипач Илья Мовчан. Соло на гобое сыграл дирижер оркестра Алексей Уткин.



Государственный академический камерный оркестр России - первый камерный оркестр в СССР. Он был создан в 1956 г. альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. С 2010 г. коллективом руководит Алексей Уткин. Оркестр гастролирует по всему миру. Музыканты выступали и в Карнеги-холле, и в Старой опере Франкфурта. С оркестром сотрудничали многие выдающиеся солисты, включая пианиста Святослава Рихтера и певца Дмитрия Хворостовского.

Дирижер и руководитель оркестра Алексей Уткин окончил Московскую консерваторию, профессором которой сейчас является. Алексей Уткин работал в оркестре «Виртуозы Москвы». В 2000 г. музыкант основал ансамбль «Эрмитаж», с которыми исполнял разнообразный репертуар: от Баха до Led Zeppelin. Сейчас самые достойные музыканты ансамбля также присоединились к Камерному оркестру.



Алексей Уткин великолепно играет на гобое. Этот инструмент был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный музыкальный инструмент. При этом он обладает удивительно красивым тембром, похожим на человеческий голос. Диапазон его звучания лучше всего раскрывается в сочинениях Вивальди, Генделя и Чайковского.

В программу концерта вошли сочинения Джоаккино Россини - Соната для струнных № 6 («Буря»), Антонио Вивальди – Концерт си бемоль мажор для гобоя, скрипки и струнного оркестра и Концерт соль минор для флейты, струнных и basso continuo («Ночь»), самое известное сочинение Томазо Альбинони – «Адажио» и Струнный квартет № 7 ми мажор Никколо Паганини.



Считается, что автору знаменитых опер «Севильский цирюльник» и «Золушка» Россини было всего 12 лет, когда он создал сборник сонат, в который вошла и соната «Буря». В этой бесподобной музыке ощущается аромат цветущих лугов и власть сил природы. Она наполнена поэтическим лиризмом и глубоким содержанием.

Еще более лучезарной кажется музыка Вивальди, в каждом такте которой угадывается его родной город - Венеция. Автор более 500 концертов, Вивальди писал гармоничную музыку для струнных и духовых. Алексей Уткин мастерски исполнил соло на гобое. Вместе с ним выступил виртуозный скрипач Илья Мовчан. Илья окончил Московскую консерваторию по классу Э.Грача и аспирантуру в Лондоне, сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром и ансамблем «Эрмитаж», а в настоящее время работает в Государственном академическом камерном оркестре России.



Сольную партию для концерта «Ночь» проникновенно исполнила флейтистка Мария Чепурина. Мария окончила Московскую консерваторию и аспирантуру по классу Ю. Должикова, сотрудничала со многими известными музыкантами, включая В. Спивакова и Д. Хворостовского и теперь выступает с Камерным оркестром России.

После антракта оркестр исполнил самое известное произведение Альбинони - «Адажио». При этом не всем известно, что на самом деле это произведение не принадлежит композитору. Оно основано на фрагменте рукописи, найденной в Дрезденской библиотеке. Сегодня «Адажио» - одно из самых исполняемых произведений не только в концертных залах, но и в кинематографе. Эта бесподобная музыка звучит в одноименном мультфильме Гарри Бардина, а также фильмах «Процесс», «Ярость», «Манчестер у моря» и многих других.

В завершении концерта оркестр исполнил фрагменты Струнного квартета № 7 Паганини в авторском переложении. Любой концерт, на котором музыканты хорошо исполняют невероятно сложные сочинения «дьявольского скрипача», как его называли современники, можно считать успешным. В музыке великого итальянского скрипача и композитора можно услышать небывалую яркость контрастов и грандиозный драматизм, который благодаря замечательному исполнению оркестра настолько зарядил слушателей энергией, что они еще долго аплодировали музыкантам.



Концерт получил название «Итальянские воспоминания», потому что в программу вошли сочинения итальянских композиторов. На бис оркестр исполнил еще одно итальянское сочинение, правда, неитальянского композитора – финал Секстета «Воспоминания о Флоренции» П.И. Чайковского.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения