Мрамор для классиков или классики для мрамора

В театре Особняк играют квазифилософский водевиль по пьесе Иосифа Бродского “Мрамор”. Это оригинальный, придуманный творческим коллективом жанр. Квазифилософский означает - имеющий поверхностное сходство с философией, не являющийся в действительности философским. Такой жанр очень подходит к водевилю. Режиссеру Павлу Семченко, композитору Владимиру Волкову, актрисам – Алисе Олейник и Анне Будановой удалось создать собственную ни на что не похожую атмосферу спектакля, или, можно сказать, субстанцию, в которую вы погружаетесь.

На сцене стоит аквариум, который вмещает двух актрис. Сначала он закрыт тканью, поэтому обманчиво схож со столом. На стене висят три металлических листа, образующих трюмо, по бокам которого находятся пирамиды из голов ацтекских идолов. Звучит и шуршит запись меланхоличной пьесы для пианино. В этих декорациях мы и будем проживать и размышлять вместе с героями - Туллием (Анна Буданова) и Публием (Алиса Олейник). Время и место действия пьесы - это смыкание античного Рима и Москвы во втором веке после нашей эры. Герои живут в камере Башни, находящейся в центре Рима. Башня в пьесе — это образ свернутого в рулон пространства и концентрированного времени, доведение до логического конца метафоры. Герои живут в «транслируемом» машиной пространстве, в мифологическом мире. В Башне отменены часы, что создает иллюзию вневременного существования людей, наиболее «любознательные» могут измерять часы по таблеткам снотворного. Нам же герои предлагают разобраться во всех хитросплетениях понятий времени и пространства. Предстоит мыслительная работа, ведь на протяжении всего спектакля герои будут размышлять, философствовать, ставя нас перед парадоксами жизни. Философские диспуты, название римских философов и поэтов, все это буквально истязает мозг в спектакле, но при этом нужно следить за внешним проявлением этого текста пьесы. Артисты работают не голосом или интонацией, а жестом, телом, пластикой.

 

Действие проходит от театра жестокости до театра кабуки, от клоунады до документального театра. Так что интонации во многих случаях остаются довольно монотонными. Особое место занимает в спектакле вода, которая заполняет аквариум. Цвет воды, ее состояние и в конечном итоге исчезновение подчинено градусу отношений между героями, которые здесь больше не люди, а понятия или точки зрения.

Если хочется взглянуть на современный мир с точки зрения древнеримской философии, то спектакль "Мрамор" - наиболее подходящий для этого формат.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии Натальи Тютрюмовой 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения