16 февраля в ДК Выборгском талантливо лгали и откровенно признавались, хитроумно распространяли слухи и хранили секреты, впадали в истерическое исступление и проводили сеансы групповой терапии персонажи комедийного фарса «Слухи». Чрезвычайно комично и фантастически искренне их роли исполнили известные артисты театра и кино Елена Сафонова, Андрей Ильин, Владимир Стеклов, Валентин Смирнитский, Ольга Волкова и другие. В постановке Вадима Дубровицкого по пьесе Нила Саймона различные оценки реальности стали дверью в мир, где не нужно стремиться к правдоподобию, а искусно созданный миф гораздо важнее модальности зримого.
Режиссер воссоздал на сцене двухэтажный дом. На розовых диванах первого этажа один за другим появляются приглашенные на банкет гости. Все приглашённые – высокопоставленные лица, для которых репутация – один из самых значимых козырей в игре.
Первыми в гости к невидимому хозяину дома — Чарли, который так ни разу и не покажется на сцене, прибывают Кен (Андрей Ильин) и Крис (Елена Сафонова). Замечательный комедийный актер, известный по фильмам «Анкор, еще анкор!», «Циники», сериалам «Сатисфакция», «Братья Карамазовы» и другим работам в кино и театре, создает образ адвоката, находящегося в крайней степени паники в связи с опасениями оказаться причастным к попытке самоубийства хозяина дома. Он становится первым звеном в цепочке лжи, которая разворачивается в доме Чарли, что раскрывается через диалог с его женой Крис.
Елена Сафонова, снимавшаяся в таких фильмах, как «Зимняя вишня», «Женская собственность», «Поклонник» и множестве других, в постановке «Слухи» — элегантная дама, которая мечтает снова начать курить, прячется в ванной с подругой Клэр (Эльвира Болгова) и бутылкой виски, а также ностальгирует по былым временам, когда они были «бедными и неизвестными».
Очаровательная Эльвира Болгова («Тесты для настоящих мужчин», «Первая попытка», «Княжна Мэри») выходит на сцену в шикарном, обтягивающем красном платье и глубоким декольте и эффектно замирает в разных позах на сцене, у барной стойки и возле радио, которое ее просят включить во время всего спектакля.
Ее муж Ленни (Владимир Стеклов) – талантливый лжец, который страдает из-за того, что его новый BMW только что попал в аварию и из-за травмы шеи. И, что показательно, практически все персонажи пьесы постоянно травмируют ту или иную часть своего тела. Самый яркий пример – это Кен, потерявший слух. Здесь также чувствуется игра слов: один из главных героев теряет слух в постановке под названием «Слухи».
И пока один герой слух теряет, другие – слухи распространяют. Как становится очевидно из диалога Ленни и Клэр, основное место для сплетен – теннисный клуб, участниками которого являются многие из собравшихся на банкете.
Следующими гостями дома становятся психоаналитик Эрни (Валентин Смирнитский) и его жена — ведущая кулинарного шоу Куки (Ольга Волкова). Эрни дает интерпретации всему происходящему на сцене и всем собравшимся, а заодно консультирует по телефону группу своих пациентов. А его жена Куки отправляется на кухню, чтобы приготовить праздничный обед, так как в этом доме «еды нет, хозяев нет, а когда они появляются, то бегают туда-сюда».
И последняя пара, прибывшая в дом Чарли – это Кэсси (Юлия Агафонова) и Гленн (Игорь Ливанов). Они ссорятся, мирятся, заставляют друг друга ревновать и даже в какой-то момент переходят к драке.
Спектакль представляет собой фарс, в котором комизм достигается многими средствами, включая обмен репликами, несовпадающими по смыслу; множественные травмы всех участников банкета; повторы фраз, флирт и ссоры героев; актерскую игру: гротескные жесты и интонации; парадоксальную ложь; отсутствие главного героя и таксу, которая в конце выбегает на сцену, как доказательство того, что в этой модели мира миф оказывается важнее правды.
Эта абсурдная хаотичность мира показана и через некоторые реплики, которые кажутся вырванными из контекста, но имеют символическое значение. Одна из таких реплик — это вопрос, который повисает в воздухе: «Каким голосом говорит Мэрил Стрип?». Можно увидеть в этом вопросе игру слов с названием постановки, когда для голоса нужен слух. Одновременно эта фраза — сигнал о беспорядочности и неопределённости, отсылка к кинематографу и иллюзиям, которым здесь никак не удается положить конец.
«Слухи» — это спектакль, в котором, прежде всего, важны талантливые актерские работы. И вместе с тем, это портрет общества, в котором все не то, чем кажется, а двойственность лучше отображает реальность, чем правда, в которую можно верить или не верить, в зависимости от ракурса.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии предоставлены организаторами