Спектакль Кемеровского театра драмы “Исповедь от Матвея” привезли в Петербург в рамках ежегодного Володинского фестиваля. Девизом этого года можно назвать “Спектакли про простые истории”. Поставил спектакль Олег Липовецкий, который недавно возглавил московский театр "Шалом". Это вторая постановка пьесы Нины Беленицкой для этого режиссера, в первый раз он поставил ее в Петрозаводске. Кажется, что выбор материала прежде всего основан на личном контакте с текстом, спектакль представлен как рефлексия на тему прожитой истории страны, такую же историю прожили и мы. Настроение и атмосфера спектакля играет здесь важную роль, их задает плейлист, который для кого-то будет песнями из детства и юности, а для кого-то просто ретро-дискотекой. За каждую эпоху отвечает своя песня, легко узнаваемая и надоедавшая нам еще тогда.
Повествование спектакля напоминает чтение детской книги, где есть добрая бабушка, злодеи, похитившие ксилофон, понимающие взрослые, строгая учительница, верные друзья и злые ябеды. Перемены в обществе рассказаны на примере изменений, происходящих в классе, от деспотизма до расслабленной демократии, от школьной формы до гуманитарной посылки с сухим молоком и джинсами. На фоне этих событий из школьной жизни поблескивает круглый иллюминатор или луна, на которых мелькают кадры документальной хроники - смерть Черненко, выступление Горбачева, Чумак, заряжающий воду, путч, демонстрации. Вначале бабушка, как заботливая Родина, кормит ребят, рассказывает, кем они станут в будущем. Потом она предсказывает ребятам будущее, но вскоре предсказания становятся все более неявными, а под конец бабушка погружает в мир сериала "Санта-Барбара". Маленького Матвея очень интересует будущее.
Символично меняются директора школы, в начале спектакля старенького и внезапно умирающего после линейки директора заменяет мягкий и покладистый директор - Горбачев, на смену которому приходит пьющий учитель-демократ. Через некоторое время, впрочем, его сменяет строго чеканящая шаг Анна. События жизни показываются через одноклассников Матвея. Кто-то из них гибнет в Чечне, кто-то в бандитской перестрелке, кто-то становится православным батюшкой.
Присутствуют и разные предметы “модных 90-х”: красные пиджаки, спирт "Рояль", школьные дискотеки и подарки от иностранцев. Это так называемые символы эпохи, но они кажутся надуманными, не несут в себе ничего. Цветы на линейке, пионерское знамя и галстуки вовсе серого цвета, как будто сошли с экранов черно-белого телевизора. Финал спектакля происходит в наши дни, герой остается наедине с собой. Будущее, о котором он так часто думал в детстве и спрашивал бабушку, стало прошлым. И тут все более четко проступает замысел спектакля и аллюзии к нашей истории. Вопросы автора пьесы и режиссера к нам прорываются иногда сквозь сказочное повествование. Денис Юрьевич, будучи нетрезвым, сидит на краю сцены и обращается прямо в зал, к зрителям: где ваша свобода, что вы сделали с нею? Или вдруг включают "Лебединое озеро". Краткий курс новейшей истории заканчивается неутешительно. Нам же остается только рефлексия.
Текст: Наталья Яковлева
Фотографии Кемеровского театра драмы