Крокодилы Гены, матросы, конструктивистские плакаты, школьницы, балерины, рэп-баттл с песнями Децла, Pink Floyd и Queen. Всё это - “Оптимистическая трагедия. Прощальный бал” Виктора Рыжакова.
“Первое оцепенение перед первой смертью. История, текущая, как Стикс.
Испарение всех тел. Шум человеческих тысячелетий.
Тоскливый вопль „зачем“. Неистовые искания ответов”.
Всеволод Вишневский - "Оптимистическая трагедия"
После долгого перерыва 31 января в Александринском театре состоялся показ спектакля-лауреата “Золотой Маски” сезона 2017/2018. Жанр – революционный концерт по мотивам когда-то знаменитой, а потом забытой советской пьесы-мифа бывшего военного моряка Всеволода Вишневского. По ней были поставлены хрестоматийные спектакли Александра Таирова в Камерном театре в 1933 году, Георгия Товстоногова в 1955 году в Александринском театре. А в 1963 году был снят знаменитый фильм с Вячеславом Тихоновым.
Пьеса Вишневского с мятежным в общем-то текстом со временем стала символом советской эпохи, героизма и жертвенности за идею.
К 100-летию Октябрьской революции “Оптимистическую трагедию” переосмыслила драматург Ася Волошина, опрокинув и пересобрав идеи о борьбе добра и зла, хаоса и рационального государства. Получился реквием, плач по растоптанным надеждам и жизням в современной России, который сегодня звучит необыкновенно трагично и пронзительно. Стоит ли внимания человек, если речь идет о человечестве?
В центре сюжета - матросский полк, в который приходит хрупкая, нелепая, писклявая, ещё совсем девчонка-Комиссар (актриса потрясающей экспрессии Анна Блинова). Она рвется строить новый мир, а моряки для неё - “прекрасный боевой материал”. “Хватит отсиживаться, будем воевать!”. За силой и внутренним стержнем Комиссара скрывается ребенок с поломанной судьбой, взваливший непосильную ношу - как четырнадцатилетняя Лиза из "Братьев Карамазовых". Ее монолог произносит Комиссар. "Ах, я хочу беспорядка. Я все хочу зажечь дом. Я воображаю, как это я подойду и зажгу потихоньку, непременно чтобы потихоньку. Они-то тушат, а он-то горит. А я знаю, да молчу".
Весь спектакль - “прощальный бал” матросов перед гибелью, на которую они идут во имя идеи, сегодня звучащей абсурдно, дико.. и очень реалистично.
В “Оптимистической...” торжествует музыка – мужской ансамбль (Тихон Жизневский, Александр Лушин, Сергей Мардарь, Иван Ефремов) перемежает свои этюды-обращения к залу концертными номерами. Звучат Вертинский, Окуджава, Магомаев, Децл, «Ленинград», Стиви Уандер, Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen - виртуозно, с драйвом и мощью рок-концерта.
А кроме Комиссара и матросов есть еще ведущие - Свидетели Истории (Эра Зиганшина и Аркадий Волгин). В финале они напутствуют зрителей, призывают воспитывать детей людьми мира, а не войны. И беззвучно кружатся на тёмной опустевшей сцене в луче света. In memoriam.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии Александринского театра