Эта страна, блин, тобой дорожит

Сейчас мы живём в то время, когда как раз и нужно говорить о сталинских репрессиях, рассекречивать архивы, рассказывать истории репрессированных по федеральным каналам в прайм-тайм. Но мы не извлекаем уроков из прошлого своей страны и поэтому всё повторяется. По 58 статье УК РСФСР людей (учителей, крестьян, инженеров, директоров театров, композиторов) сажали в лагеря за измену родине, контакты с иностранным государством, пропаганду, недонесение, саботаж. В 2023 у нас другие законы: дискредитация войск РФ (статья 280.3 УК РФ) и 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Пропаганда оскверняет память о репрессированных, и вот в интернет-дискуссиях ведомые и неумные люди пишут: "Вопрос сталинских репрессий раздувают либералы-навальнисты: в лагерях процент политических заключённых был очень мал, там сидели уголовники: убийцы и насильники". Поэтому давайте говорить, давайте помнить.

Спектакль "ГУЛАГ Symphonia" в Малом театре кукол начинается и заканчивается чтением имён. Если бы я написала симфонию о дорогой своей Родине, её лейтмотивом стали бы имена невинно осуждённых - тех, кого пытают сейчас в тюрьме на глазах всего мира, не дают лекарств, отправляют в ШИЗО, не передают писем от жены. Но мы знаем имена палачей, они доступны. Жизнь иногда очень иронична. Сегодня ты палач, а завтра тебя казнят, система не выбирает чьей кровью питаться, она сожрёт любого: у неё большой опыт и она всегда голодна. Режиссёры Алексей Синицин и Чакчи Фросноккерс в своём спектакле поднимают тему маленького человека и говорят нам, что маленьких людей нет, каждая жизнь и каждый голос важен. Актёры Маргарита Кольцова, Вера Каратаева, Станислав Демин-Левийман, Аглая Жюгжда, Владислав Романов, Рустем Усинов, Ольга Ведерникова одеты в одинаковую серую одежду, как заключённые. А картонные фигурки людей, которых бросают в котёл, разноцветные. Если ты цветной и выделяешься, то тебе не место здесь. Если тебе что-то не нравится - уезжай, нам часто говорят такое. Неслучайно среди реквизита спектакля мы видим чемоданы. А на заднике сцены висят папки для дел: леса хватит на всех, выпуск папок поставлен на поток. Эта страна, блин, тобой дорожит, она щедра - каждый получит статью, миску, чашку, ложку и нары.

В спектакле использованы приёмы театра теней и предметного театра, ну и театра кукол конечно. На белом полотнище актеры показывают нам детские рисунки о солнечном весёлом мире, который вскоре омоется кровью. Великая русская культура - это культура культа личности, поэтому на сцене живут целых три головы вождя. Актеры надевают их на себя, приближаются к зрителям и от этого бросает в дрожь. А еще становится страшно, что меняются лишь портреты на стене (порой медленно, но меняются), а люди всё те же. Они все так же доносят на соседей, родственников, учителей, просто прохожих. Кто-то одежду не того цвета надел, кто-то музыку включает на вражеском языке. В какой-то момент на сцене появляется дверь и в неё стучат сапоги. И каждый боится, что однажды это окажется его дверь.

Радостно, что сейчас выпускают спектакли о сталинских репрессиях и переосмыслении советского прошлого. В "Гулаге" (премьера состоялась в 2019) показан и тот Советский союз, по которому многие скучают: с духоподьемными лозунгами на красных, как кровь, кумачах, самой вкусной сгущёнкой, бодрыми песнями, первомайскими демонстрациями и матрёшками (только вот у них траурный цвет). Но жители такой гостеприимной, такой огромной и счастливой страны сидят в тюрьмах, месяцами ждут письма от близких, верят, что просто товарищ Сталин ничего не знает: надо к нему обратиться и он тебе поможет. Спектакль МТК посвящён Всеволоду Задерацкому, написавшему во время заключения в ГУЛАГе 24 прелюдии и фуги.  Каждый может остаться человеком в нечеловеческих условиях, если захочет. А может выбрать другой путь, кровавый и преступный. В спектакле есть символический момент: Сталин склоняется над тарелкой ("смерть наклонилась над новой строкой"), полной человеческих фигурок. Но бросает их в пекло он чужими руками. Должно быть названо каждое имя репрессированного и каждое имя палача. Чтобы мы могли двигаться дальше. Людей не вернуть, но покаяние должно произойти.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

Текст: Алла Игнатенко 

Фотографии МТК

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения