На календаре конец февраля 2023 года, в катакомбах Петрикирхе отмечают "Елку у Ивановых", в постановке арт-группы "Доллгауз”. Поставила спектакль режиссер Наталия Губанова, играют в нём актеры Валентина Бриг и Платон Мавроматис — выпускники курса Александра Савчука при Лаборатории нового театра. Они взяли единственную увидевшую свет пьесу для взрослых Александра Введенского, стул, носки, рыболовную сетку и елку, диапроектор, тягу к экспериментам и рассказали нам страшную и красивую сказку.
Александр Введенский входил в круг обэриутов, основная поэтика, которых заключается в «бессмыслице». Пьеса “Елка у Ивановых” рассказывает о странном убийстве в канун Рождества. Пока родители находятся в театре, нянька моет детей в ванне; раздражённая выходками одной из девочек, она убивает её топором; няньку арестовывают, подвергают психиатрической экспертизе, затем судят и приговаривают к смерти; тем временем её жених, лесоруб Фёдор, рубит со своими товарищами в лесу ёлку и предвкушает встречу с любимой, не зная о случившемся; наконец, родители возвращаются, ёлка, несмотря ни на что, происходит, но заканчивается внезапной смертью всех присутствующих. Как и положено по драматическим канонам, все происходит в течении почти одного дня. "Елка у Ивановых" - это драматическое произведение в 4 частях и 9 картинах, 43 персонажа с репликами. Никакие Ивановы в пьесе не фигурируют. Зато есть чета Пузыревых и многочисленные дети разных возрастов (от 1 до 82 лет) и с разными фамилиями (Перов, Серова, Петрова, Комаров, Острова, Пестров, Шустрова). А еще есть говорящая стихами собака Вера. Все ждут елку. Пьесу датируют 1938 годом, то есть Введенский пишет ее после Большого террора. Сам текст же ощущается как что-то беспросветное, черное и тягучее, что обволакивает все вокруг, но человеческое и светлое еще способно прорваться сквозь него, в текст проникают прекрасные поэтические моменты. Это лиричное прощание с прошлом.
Так как же сыграть бессмыслицу? Здесь важна атмосфера, которая поможет отдаться власти текста и логике истории. Актерам и режиссеру удается это сделать, для спектакля нужен старинный особняк или катакомбы, синий свет, лики святых, стул, из которого торчит пожухлая елка и красные нити. Текст пьесы сохранен и произносится полностью, включая все ремарки. Пожалуй, ремарки - это те вехи нормальности, которые дают не сбиться с пути. Актеры используют носки, варежки и карманы, чтобы представить героев, каждый раз обыгрывая это по-новому. Картины идут одна за одной, начинается сказка с кукольных представлений, но при этом предмет лишь представляет персонажа. Интонации не меняются от героя к герою, а принадлежат рассказчикам. Дальше действие обогащают движения, паузы тишины, молитвенные напевы и звукопроизношение. Персонажи и события меняются стремительно. И чем дальше развивается сюжет, тем меньше остается от кукольного представления и тем больше текст поглощает актеров, чтобы в финале обрести полный психологический драматизм. И вот разновозрастные дети представляются уже не носками и варежками, а людьми, которых вызывают на допросы, арестовывают и убивают. Кажется, выжить в такой пьесе нельзя, ну только если автор тебя случайно позабыл.
Текст: Наталья Яковлева
Фотографии организаторов
*Сетка в спектакле строительная, а не рыболовная. Это все-таки даёт чуть больше смысла)