Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме откроет масштабную выставку «Амаркорд. Мир Анатолия Каплана», посвящённую одному из крупнейших художников XX века 17 февраля в 17:00. В название выставки вынесено загадочное слово «амаркорд», отсылающее к одноименному фильму Федерико Феллини. На одном из диалектов итальянского оно значит «я вспоминаю» – нить любви и памяти, связывающая человека с прошлым, миром, которого больше нет.
В название выставки вынесено загадочное слово «амаркорд», отсылающее к одноименному фильму Федерико Феллини. На одном из диалектов итальянского оно значит «я вспоминаю» – нить любви и памяти, связывающая человека с прошлым, с детством, с миром, которого больше нет. Частный опыт переживания этой памяти для одних становится сиюминутной вспышкой, высвечивая прожектором глубинное, сокровенное, спасающее, для других – основой высказывания в искусстве, своеобразным тайным кодом художественного восприятия мира и способом творения.
Для Анатолия Каплана память – и есть художественный язык. В его искусстве зритель может найти свой личный амаркорд, ведь в работах Каплана скрыто то, что Михаил Герман назвал «бессрочным детством», то прошлое, которое питает будущее и делает каждую жизнь неповторимой.
Сюжеты Каплана – о самом знакомом и близком: влюбленные, шумящий дождь, спящий ребенок. Главное в этой простоте – ее неизменность, граничащая с вечностью. Может быть, поэтому подарок в работах художника каким-то чудом превращается в дар, бытовая история становится притчей, а жизнь воспринимается как житие.
Экспозиция напоминает очертания древнего храма, полуразрушенного, но величественного. Зритель блуждает между колонн, часть которых устремлена ввысь, а часть практически погребена под песком. Сквозь него едва различимы графические листы: «Поцелуй», «Два лица», «Мужской портрет». Вокруг, на стенах литографии, наполненные всеми нюансами черно-белого, скупые и лаконичные офорты сухой иглой, яркая, пульсирующая цветом живопись. Можно войти внутрь колонны и увидеть мерцание то почти монохромной, лишь кое-где подцвеченной, то набирающей полновесный, яркий тон керамики: семисвечник, скрипач на крыше, портреты родителей, обручение. А снаружи – на шершавой поверхности камня – поэтические строки Федерико Гарсиа Лорки, Юрия Левитанского, Давида Самойлова:
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит…
Музей благодарит Исаака и Людмилу Кушнир, предоставивших все произведения, вошедшие в экспозицию.
Кураторы проекта: Светлана Грушевская, Павел Котляр
Художник экспозиции Юрий Сучков
Графический дизайн: Ирина Семенова, Светлана Ковалева Выставочные конструкции: Творческое объединение «Цех»
Над выставкой работали: Светлана Александрова, Елена Джумук, Наталья Перова, Жанна Телевицкая