Зачем звезды светятся?

15 января в Большом театре кукол космические приключения и экзистенциальные проблемы воплотились в одной трогательной и мудрой постановке по одноименной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Режиссер Руслан Кудашов создал удивительно красивый спектакль об одиночестве и дружбе, о жизни и способах ее проживать, о смысле и бессмысленности, о реальности и иллюзиях, в котором актеры, куклы, музыка и даже сценография интегрированы в один калейдоскоп образов, который при желании смогут рассмотреть и разгадать как дети, так и их родители.

Сценография спектакля полностью подчинена режиссерскому замыслу. Театральное пространство постановки – стена, на которой висят десять картин, каждая из которых становится окном или сценой для каждой следующей истории. Картина – символ неслучайный. Это первый ключ к пониманию сути сюжета. Как рассказывает Летчик, именно с рисунка питона, съевшего слона, которого все обыкновенные люди принимали за шляпу, и началось его разделение людей на типажи. Взрослые обычные люди видели шляпу, и с ними можно было говорить о политике или погоде. И только этот необыкновенные мальчик, то ли герой сна, то ли иллюзия, то ли фантазия пилота, оказавшегося из-за крушения самолета в пустыне, смог пройти тест и увидеть смысл рисунка.

Сам Летчик в спектакле – взрослый, занятый серьезными делами, запутавшийся в жизни не меньше других взрослых, человек. Символически это показано через спутанные провода, которые он пытается распутать, все более досадуя и раздражаясь на слишком любознательного и словоохотливого мальчика. И все-таки в глубине души этого взрослого уставшего мужчины есть озорной ребенок, отважный герой, который не дает ему спокойно спать на диване и заставляет лететь на самолете в Африку. На самом деле, эти герои – романтики и идеалисты - есть в душе всех первооткрывателей, путешественников и изобретателей.

Но есть и другие типажи, которые встречаются Маленькому Принцу во время его путешествия. Всех этих одиноко живущих на своих планетах взрослых играет один и тот же актер – Сергей Беспалов. Сергею удалось очень эффектно перевоплотиться в совершенно разные, вызывающие сочувствие образы: большеголовый властный Король, жаждущий аплодисментов Честолюбец, стыдливый Пьяница. Каждый из них сделал свой выбор и каждый проживает свой сценарий, результат которого - тоска и одиночество.

 

Альтернатива одиночеству – жизнь с капризной Розой и приручение Лиса. И Роза, и Лис в постановке – это куклы. Оба персонажа показаны довольно комичными. Благодаря этому постановка не воспринимается исключительно грустной, а так же обретает особую легкость.

Все истории открываются и рассказываются в разных картинах-окнах, между которыми есть картины с подвижными деталями, обозначающие космические путешествия Принца. Диалоги Принца и Летчика происходят на самой большой нижней картине, в которой Летчик ремонтирует самолет. Благодаря визуальным эффектам в зале, когда в темноте, как в Планетарии, над зрителями появляется звездное небо, представить себя бороздящими просторы космоса могут и зрители. В такие моменты еще звонче звенит вопрос Принца: «Зачем звезды светятся?» и еще понятнее самая главная мысль истории Экзюпери, которую произнес своему другу мудрый Лис: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Спектакли Руслана Кудашова нужно смотреть не только глазами, но и чувствовать сердцем. Один из самых важных моментов – это путь Летчика и Принца к колодцу. В полной темноте освещено только окошко нижней угловой картины, где две картонные фигурки идут по треугольному склону, разговаривая. В этой кажущейся простоте происходит смена ракурса с переживания на осмысление, а сказка окончательно превращается в притчу.

Образ Маленького Принца, Puer aeternus (с лат. - «вечный мальчик») много лет назад вошел в психологию как юнгианский архетип ребенка, который не желает взрослеть. Нежелание принимать на себя ответственность за ранимую Розу, прирученного Лиса или за себя заканчивается тогда, когда Принц приходит к пониманию того, что какой бы заманчивой ни казалась свободная жизнь в одиночестве, ее обратная сторона – это все-таки тоска, которую одни глушат в аплодисментах, а другие – в выпивке. И сколько бы прекрасных Роз ни благоухало вокруг, а дороже всего та самая, которую долго защищал от сквозняков и каждый день поливал. Так ужалившая Принца в финале змея становится уже не просто проводником к родной планете, а символом прощания с инфантилизмом.

Премьера спектакля состоялась в 2007 году. С тех пор спектакль получил очень много наград, включая «Золотой софит» и награду за лучшую сценографию. И это неудивительно, потому что «Маленький принц» в БТК - не просто кукольный спектакль для детей, а приглашение к диалогу с сомнениями гамлетовского уровня и художественными ассоциациями сильной фестивальной постановки.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии БТК

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения