Сейчас, когда мир меняется каждый день, абсурдистские пьесы не кажутся такими уж и странными. Порой думается, что вот именно в них и показана реальность. Михаил Каргапольцев взял для постановки пьесу Эжена Ионеско “Стулья”, впервые она была поставлена аж в 1952 году в Париже. Самое трудное в постановках таких пьес - получить доверие зрителя, чтобы он вместе с актерами жил по законам пьесы. Михаилу отлично это удается, герои с первых минут очаровывают и не отпускают внимание. Народу в пьесе мало, всего три телесных персонажа - Старуха, Старик и Оратор. Зато этот мир густо населен бестелесными, невидимыми, но тоже интересными персонажами, среди них: император, маршал, молодые дамы, семейные пары, близнецы.
Главные герои обитают на небольшом световом круге, сидят на стульях и смотрят на воду из окна. Они помещены на остров, к которому раньше дважды в день приплывали лодки, теперь же герои просто ждут гостей. Во время ожидания они вспоминают свою жизнь и мило по-стариковски бранятся или шутят. В ходе этих разговоров выясняется, зачем должны приехать гости, ведь у Старика есть Великая Миссия, про которую он должен сегодня рассказать, когда соберутся все гости. Но рассказать он сам не может, так как у него нет способностей и вот для этого они позвали Оратора, который придет чуть позже.
Абсурдистские пьесы всегда предполагают ожидание какого-то события, в "Стульях" это событие - озвучивание Миссии. Невидимые гости приплывают, их встречают, раскланиваются, вешают их мокрые зонты, дают стул или два. Тут же происходят сцены ревности, плачут невидимые дети, приходит император. Событий происходит много, мы постепенно узнаем подробности жизни Старика и Старухи, а остров заполняется стульями. В конце концов из них вырастает небоскреб и создается толпа невидимых гостей. Приходит Оратор, обходит остров по кругу несколько раз и молчит, а потом достает из чемодана пустые белые листы и рассыпает их над островом. Вот так Миссия и все тайные знания разлетаются по всей сцене, а от Старика и Старухи остаются только ботинки. Как, наверное, и от нас всех в конечном итоге останутся только ботинки.
Старуху играет Анастасия Лазарева, у нее получается немного едкая, но при этом заботливая героиня. Она может и погрустить, и похулиганить, как Пеппи, не зря же у нее полосатые гольфы. Пару ей составляет Старик (Денис Зыков), талантливый, но скромный, заботливый и мечтательный. Они радуются вдвоем своей простой и бесхитростной жизни. Оратор (Петр Николаев) появляется хоть ненадолго и в полном молчании, но он удивительно красноречив в своих жестах и взглядах. Его малый рост никак не ложится на звание Оратора, но тем и интереснее за ним наблюдать.
Спектакль “Стулья” неимоверно реалистичен, он про то, как мы проживаем жизнь, какой подводим итог под ней. Среди вороха ожиданий и бесед с гостями просачиваются диалоги о любви, о том, что значат родители вначале и потом, о выросших детях, которые есть, но их нет рядом, о супружестве и жизни рука об руку. Невеселые размышления не оставляют чувство горечи, со спектакля уходишь наоборот - со светлыми мыслями и надеждой.
Текст: Наталья Яковлева
Фотографии предоставлены театром Цехъ