Премьера Небольшого драматического театра «Миф о Светлане» не похожа на предыдущие спектакли этого театра. Хотя поставила его ученица Эренбурга Мария Скачкова, и моменты, похожие на эренбурговские, там есть. «Миф» - на первый взгляд легкий спектакль, и от жанра драмеди, который позиционируют его создатели, здесь больше комедии, простой и понятной. Как будто.
В одной квартире живут Мать (Мария Семёнова) и дочка Светка (Нина Малышева), ведут совместный советский быт с маленькими радостями в виде труднодоставаемых деликатесов, причёсок-платьев да крыжовника с дачи. Светка безуспешно пытается построить карьеру и личную жизнь, Мать, компенсируя потерю мужа, бросает на неё путы своей любви и заботы, тоже, в общем, без особых побед в этой области. В спектакле демонстрируется собирательный образ времени, 1960-70-80-е, когда подросшие дети чаще всего не имели возможности упорхнуть из родительского гнезда – ни в бабушкину квартиру, ни в собственную съёмную комнатушку, ни тем более в студию-новостройку, как сейчас. А, значит, квартирный вопрос имел решающее значение и в построении личной жизни, и в сепарации от родителей. У Светки сепарироваться никак не получается: ни учиться уехать, ни замуж выйти. Нина Малышева играет узнаваемый тип молодой женщины, когда и умница, и красавица, но что-то не клеится по всем фронтам. Её Светка, кажется, вот-вот сейчас вырвется - девушка-то хорошая, неглупая, добрая, но как будто что-то постоянно ей мешает: то излишняя доброта, то отзывчивость. Она увлекается и удивляется, разваливается на части и собирается, улыбается и плачет, пытается казаться надменной, а кажется нелепой – словом, делает всё то, что и типичная героиня мелодрам, когда хочется кричать ей в экран: «Да брось ты это всё уже!». Но не бросит, потому что накрепко привязана невидимой пуповиной к своей матери, которая, конечно, «желает ей только добра».
Мать Марии Семёновой – тоже узнаваемый тип другой женщины, постарше: расплылась в бёдрах, но за прической следит и на каблучках ходит; в браке швах, но на людях показушная идиллия; многочисленные семейные проблемы «заметаются под ковёр», и конечно, она всегда лучше всех знает, что лучше и как правильно. Такой собирательный образ старшего поколения женщин, которых высмеивают современные стендаперы: про материнскую (де)мотивацию, про вечные сравнения с сыном/дочерью подруги, про утешения критическим тоном и мифические установки вроде «мы с отцом 20 лет прожили, слова плохого друг другу не сказали».
Грустно-смешные пикировки двух героинь становятся более комичными, когда рядом появляются мужские персонажи (все – в исполнении Дмитрия Честнова). Неизвестный нам, глупо погибший от сердечного приступа в танце с другой женщиной, папа Светки; карикатурный алкаш Вадик, сразивший её внезапным чтением стихов; наконец, Лёшка, сначала возлюбленный, а потом чужой муж и её любовник. Актёр не боится быть нелепым и жалким, при этом через минуту появления любого его персонажа эти чувства чудесным образом сменяются на какие-то другие, более тёплые: как злиться на этих смешных чудиков – их бы впору пожалеть. И уж, конечно, надо пожалеть женщин, ведь, несмотря на ссоры и претензии, обе они абсолютно несчастны. История, сочинённая театром по мотивам пьесы Елены Греминой и Вероники Долиной – узнаваемая и понятная, трагикомическая и, несмотря на обилие примет советского времени, вневременная.
Теперь про «как будто», которые то и дело всплывают в этом тексте. Спектакль «Миф о Светлане» как будто смешной и лёгкий. Но, если вас триггернёт, вам скорее всего, будет не смешно, а горько и мерзко. Не от спектакля, конечно, а от тех чувств, обид, воспоминаний, которые запрятаны на самых дальних полках памяти. Если внутри вас есть нерешённые вопросы, незакрытые гештальты, они заноют, а может, даже заорут, как Светка в финале спектакля, когда пыталась высвободиться от тела матери – уползая, ломая ногти и воя «да отпусти же меня!!!». Не бойтесь такого резюме. Иногда лёгкий на вид спектакль может подтолкнуть к серьёзным шагам. И иногда это бывает не поздно.
Текст: Марина Денисова
Фотографии НДТ