В Театре имени Комиссаржевской я не была лет 8, но, поскольку прекрасный Богдан Гудыменко получил "Золотой софит" за роль второго плана в спектакле "Трепет моего сердца", появилась мотивация сходить. Александр Баргман поставил спектакль по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина. Я, как всегда, ничего не читала, но сразу почувствовала настроение русской классики: ведь это так по-чеховски: жить с нелюбимыми, потому что тот, кого ты любишь, никогда не приходит, или всю ночь стоять под её окном.
Главный герой спектакля - судья Ламка, его играет искренний и ранимый Сергей Агафонов (знаю человека, который учился с ним на одном курсе в Иркутске, такой маленький мир). Он влюблён в женщину, которая никогда ему не достанется (яркая Оксана Базилевич). Но для меня акцент постановки сместился именно на героя Богдана, Пшоньяка. Это человек, который однажды решил попытаться полностью изменить свою жизнь и стать счастливым. Если он сумел попытаться, хотя бы попытаться, то и мы сможем. Как Пшоньяк будет жить дальше - его выбор.
Великолепная, харизматичная Маргарита Бычкова играет жену Пшоньяка. Маргариту я знала только как режиссёра, 8 декабря мы встречались на "Билокси Блюз". Актрису очень любят зрители, внимают каждому слову, приходят в восторг, когда она обращается к залу напрямую. В независимых театрах никого не удивит отсутствие четвёртой стены, но в государственных это редкость. Александр Баргман использует этот приём, чтобы зрители сопереживали, не отстранялись от чужой беды. Сергей Агафонов выходит в зал, эмоционально рассказывает о своей боли - неразделённой любви, доводящей до безумия.
"Трепет моего сердца" - красивый, стильный и очень минималистичный спектакль, сцена практически пуста (художник-постановщик Анвар Гумаров), на ней есть только то, что нужно героям: стулья, лампы, телевизор, чемодан.
Я увидела в спектакле тему свободы, которая может быть тяжёлым бременем, потому что граничит с одиночеством. Пшоньяк покидает маленький уютный мирок с чаем и телешоу, поселяется в гостинице на берегу моря, но позже понимает, что он человек места и не может вот так скитаться. Его счастье строится на стабильности, привычных стенах и людях. В конце концов жизнь - это просто вопрос выбора. Мир безмерно-безмерно щедр, мы можем отправиться куда захотим, влюбляться, расставаться, страдать, пить, когда нам паршиво, надеяться, верить, ждать и жить. Мы можем быть свободными. "И да поможет Господь всем бесприютным скитальцам" - впрочем, это опять Чехов из моей души пробивается.
Текст: Алла Игнатенко
Фотографии Театра Комиссаржевской