Спектакль “Вещь” театра Суббота показывали в рамках фестиваля “Вперед к Островскому”. Премьера спектакля состоялась в 2020 году. Режиссер Андрей Сидельников смело и справедливо переносит сюжет пьесы "Бесприданница" в наши дни.
Место действия спектакля: аэропорт, место встреч и расставаний. Здесь находятся: стойка упаковки багажа Карандышева, фастфуд, где работает Лариса, магазин duty free Хариты. Все начинается с изображения шляпы и надписи “бесприданница есть в каждой семье”. Дальше по ходу действия будут появляться еще такие же хлесткие хэштеги и рекламные перебивки. Режиссер создал холодный, расчетливый новый мир, где все герои ведут себя максимально прагматично, даже произносят текст, гася в нем человеческие интонации. И только Лариса (Анастасия Полянская), собственно бесприданница, выведена единственно живой героиней. Она похожа на маленькую птичку, ласточку. Ее тема подкрепляется чувственным пластическим танцем, под грустный наигрыш на гитаре Ангела, схожего со Стингом.
Богатые купцы 19 века стали тут современными богатыми людьми. Мокий Парменыч Кнуров (Владимир Абрамов) выведен стареющим эстетом, внешне напоминающего немецкого модельера Карла Лагерфельда. Он ритмично шагает по периметру сцены, в стремлении пройти 10 000 шагов, и не прочь увезти Ларису на Всемирную выставку в Париже. Вожеватов (Иван Байкалов) - жесткий и бодрый бизнесмен, одет по-европейски в костюм-тройку и манерами смахивает на Романа Абрамовича. Оба носят черные очки, которые отгораживают их эмоции от этого мира, иногда в момент накала страстей очки снимаются, но ненадолго. Карандышев (Владимир Шабельников) - это упаковщик багажа №2, именно второй номер, он всегда в пьесе оказывается вторым, запасным. Выведен он персонажем несимпатичным, недалеким выпивохой, который обижен на мир. Такой Карандышев не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Харита (Марина Конюшко), мать Ларисы, показана как ухоженная, журнальная красотка из магазина duty free. Она такая же идеальная, холодная и расчетливая в отношениях с дочерью. Ее глаза тоже скрыты за черными очками. Торгует она своей дочерью, словно демонстрирует духи в магазине. Паратов (Григорий Сергеенко), казалось бы, должен быть исключительным, харизматичным человеком, но в этом спектакле он выглядит более чем обычным, немного поиздержавшимся модником, не более. Возникает вопрос, что в нём нашла Лариса? Что заставляет ее гибнуть из-за этого человека?
Яркими моментами становятся номера, разыгрываемые парочкой заезжих артистов, Робинзоном и Пятницей (Владислав Демьяненко, Софья Андреева). Эту парочку подобрал Паратов, теперь за бутылку они готовы изобразить что угодно: от танцев из "Служанок", до монолога Нины Заречной из "Чайки". Из их уст звучат и реплики Гамлета, и пьяная песня в караоке. Они продались и пали, что связывает их с Ларисой, ее будущем.
Любовная, романтическая связь между Паратовым и Ларисой показана очень трогательно и нежно. Он снимает ее на телефон, хочет навсегда оставить возлюбленную рядом с собой. Она будит в Паратове все человеческое и теплое, что еще в нём осталось. Лариса одевает самое красивое платье и кружится в нем среди пьяных гостей Паратов-клуба. А он смотрит на нее и потом уводит прочь.
Сцена расставания не полна театрального драматизма, а, напротив, занижена до уровня скандала в аэропорту. Она в его шляпе и пиджаке бросается к нему на шею, но он просто забирает свои вещи и уходит.
Казалось бы такая старинная и далекая история Островского показала свою актуальность во всем этом выстроенном режиссером современном мире. Но она стала еще более беспощадной и жестокой, более беспросветной. "Вещь" - история про то, что все мы вещи и нас покупают.
Текст: Наталья Яковлева
Фотографии Алексея Иванова