Если бы этого спектакля не было, его стоило бы создать. «1881» — постановка Александринского театра по пьесе Бориса Акунина в режиссуре Валерия Фокина. Дорогой и страшно красивый спектакль! История об истории Отечества, об отражении будущего в зеркале прошлого, о том, что истина не где-то рядом, а ровно посередине.
Масштаб декораций, спецэффектов, трюков и аттракционов завораживает и поражает настолько, что при очередном выстреле или взрыве, все-таки (с очередной попытки) добившем одного из императоров в марте 1881 года, едва ли не соскакиваешь с места, а при полном выключении света, едва ли не вскрикиваешь — пугает не на шутку!
Как заметили уже многие зрители, кто успел посмотреть «1881» с момента премьеры в сентябре этого года, ничего нового мы не узнаем. Спектакль по пьесе. Пьеса по учебнику.
Но что тогда хотел сказать автор?
Вероятно, это глубочайшее признание в любви к Родине (которая, по мнению режиссёра, уточнившего в интервью Екатерине Гордеевой, не равна режиму), к театру (который буквально расцвёл с приходом Фокина и который носит звание Национального театра — а значит, ему необходима «визитная карточка»: спектакль — исторический цирк (термин Валерия Фокина), к людям (актёрам и зрителям, оставшимся и продолжающим честно делать своё дело и иногда ходить на «митинги без омона» — театральные постановки, где все всё понимают, но никто никого не наказывает).
Артисты здесь составляют не просто ансамбль, а роскошное, бесценное ожерелье, бережно уложенное на круглой арене жизни. Пётр Семак, Иван Волков, Иван Трус, Анна Блинова, Александр Мицкевич, Олеся Соколова и другие показали блестящую, слаженную работу единого талантливейшего организма! Даже маленькой настоящей лошадке и большому ненастоящему медведю в этой компании уютно и легко!
«1881» — это два императора, Александр II и Александр III, их жены, их подчинённые, народовольцы, пытающиеся спасти страну, и множество бесконечных разговоров о том, кто в силах изменить судьбу России — власть имущие или те неграмотные, кто не читает книг и даже не знает, что земля круглая?
Отвечает Вячеслав Бутусов. В финале спектакля голос легендарного композитора, написавшего музыку к «1881», возвращает и зрителей, и актёров в далёкий 1993 год и предлагает прогуляться по воде — вместе с апостолом Андреем и Спасителем.
Потому что «никакого секрета здесь нет». Потому что «умный человек обнаружит выгоду для себя даже в беде». Потому что «все люди в сущности — дети» и не знают, как правильно. Потому что непременно стоит прийти на этот спектакль-урок длиной в три часа ещё раз — чтобы пристальнее всмотреться в действие и взгляды и лучше вслушаться в слова и мелодии. Особенно тем, кто любит историю, обожает Акунина и так же, как режиссёр Фокин, помнит о том, что «миром руководят амбиции, а проблема государственников в неумении делать выводы. Все это, к сожалению, уже было». Значит, так и ходим по кругу истории, следуя за правдой, которая, как ни странно, у каждого своя.
Текст: Татьяна Кононова
Фотографии Александринского театра