10 и 11 декабря на сцене театра «Приют комедианта» люди превратились в кукол, тени ожили, время остановилось и случилось нечто гораздо более сложное, чем «Критика чистого разума» Канта и «Илиада» Гомера, - началась сказка. Режиссер Виталий Любский представил юным зрителям и их родителям свою версию новогодней истории Эрнста Гофмана «Щелкунчик». Премьерные показы в «Приюте комедианта» стали первыми в цикле новогодних представлений. Постановка представляет собой торжественное, абстрактно-поэтическое действо, в котором сны сбываются, чудеса случаются, а внутренняя, душевная красота оказывается гораздо важнее богатства, славы и почестей.
Главное действующее лицо данной версии популярной новогодней сказки не Щелкунчик и даже не Мари, а таинственный сказочник, грозный повелитель времени, философствующий странник в тумане и самый настоящий волшебник Дроссельмейер. Дмитрий Луговкин создал многогранный образ, который может напугать, вызвать сопереживание и интерес. Дроссельмейер показывает зрителям и семье Мари мистериальное представление. Словно нюрнбергский майстерзингер на городской площади, Дроссельмейер открывает большой светящийся чемодан, в котором картонные силуэты иллюстрируют его историю. Как Миша из сказки Одоевского «Городок в табакерке», Мари и ее семья оказываются внутри чемодана.
В самый волшебный день в году – канун Рождества – мама (Соня Горелик) играет на пианино, папа (Денис Кириллов) аккомпанирует ей на флейте, избалованный брат Фриц (Илья Якубовский) стучит по барабану, а Мари (Анна Мельникова) получает свой самый дорогой подарок – Щелкунчика.
Падающий снег, свет свечей и новогодняя музыка создают атмосферу уюта и тепла, но то, как по-кукольному двигаются все герои, подвисает и повторяет одни и те же фразы брат Мари, измененным тембром родители требуют от Мари признаться, что все чудеса – это сон, а ей нужно быть хорошей девочкой, кажется пугающим и странным.
Еще больше пугают мыши, появляющиеся на сцене в темных плащах и масках под постапокалиптические звуки скрежета механизмов. Самый страшный из них – Крысиный король. Он угрожает, шантажирует и вершит возмездие.
Наконец, самый пугающий персонаж спектакля – принцесса Пирлипат. Причем сложно сказать, что пугает больше – маска или ее цинизм тогда, когда маска спадает.
При этом в сказке есть и юмор. Любящий вкусно покушать король, его королева, выразительный палач, а также Дроссельмейер в парике с гирляндой из колбасы - чрезвычайно комичны.
Еще более выразительным спектакль делают световые решения. Например, в тот момент, когда Королева на кухне готовит колбасу, фон становится полупрозрачным и зрители видят весь процесс, словно в тумане. В других эпизодах очень красиво выглядят силуэты теней на заднем плане. Красный свет в часах создает ощущение магического вмешательства.
Есть в спектакле и лирическая линия. Руслан Мещанов создал очаровательный образ Щелкунчика – мягкий, деликатный, стеснительный юноша в миг становится отважным героем, когда его любимой Мари грозит опасность. При этом Мари Анны Мельниковой – самый аутентичный персонаж спектакля. Чем больше девушка влюбляется в Щелкунчика, тем меньше в ней остается кукольного притворства. В какие-то моменты она кажется марионеткой Дроссельмейера, которая кружится на одном месте, не понимая, что ей делать дальше. Но ближе к финалу в жестах и мимике проявляется все больше человеческого.
Такой же живой персонаж – Дроссельмейер. Более того, прочитав словно заклинание, стихи о том, что «В часах шестеренки устало скрипят, а маятник ходит вперед и назад», он становится тем самым законом этого пространства, которому подчиняется время и без которого никто бы не узнал, что полюбить можно не за тело, а за душу.
Существует бесчисленное множество вариаций на тему «Щелкунчика». Многие зрители считают своей обязанностью – посетить балет с прекрасной музыкой Чайковского с детьми в новогодние праздники. Можно выбрать и альтернативный вариант – с текстом. Интерпретация сказки в «Приюте комедианта» позволяет представить то, как сказка создавалась. Подобно Дроссельмейеру, Гофман мастерил для детей своего друга макет замка и рассказывал им истории, многие из которых были страшными и многие были сказками в сказке или сном во сне, что и показал Виталий Любский в своем спектакле. Благодаря этому приему зрители погружаются в таинственный мир и верят в его фантастические законы, а также и в то, что забота и чуткость могут победить равнодушие и мстительность, а потом сделать человека счастливым.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии Приюта комедианта