12 декабря в Открытой киностудии «Лендок» состоится премьерный показ южнокорейского триллера «Помнить». Режиссер Ли Иль Хен снял жестокую и одновременно сентиментальную картину о мести, предательстве, чувстве вины и тяжелых для истории его страны событиях. Страдающий от болезни Альцгеймера Хан пытается восстановить справедливость спустя много лет после того, как его семья трагически погибла. На этом пути ему противостоят безжалостные бандиты, а также обладающий высоким интеллектом и интуицией детектив Кан. После кинопоказа зрителей ждет обсуждение фильма с психологом, кинокритиком и журналисткой арт-журнала «Около» Инной Зайцевой.
Сюжет и название фильма – прямая отсылка к известной картине Кристофера Нолана «Помни» (“Memento”). Как и теряющий постепенно память и рассудок Хан, герой фильма «Помни» - Леонард страдает от амнезии. Другие общие моменты: татуировки, записки и самый основной – жажда мести.
Хан записывает видео, из которого становится известно, что во время японской оккупации отец не выдержал пыток, мать лишилась рассудка, брат умер после долгих лет работы в шахте, а сестра покончила с собой. Теперь основной смысл жизни Хана – уничтожить всех, кто связан с этой историей, а девиз: «Чем старше становишься, тем меньше боишься».
Если бы не признание Хана на видеокамеру, сложно было бы поверить, что он способен нанести вред кому бы то ни было. Под маской доброго, мягкого пожилого человека, похожего на Санта Клауса, скрывается настоящий Рембо, так же мастерски владеющий боевыми искусствами и так же оказавшийся в пограничном состоянии из-за неисцеленных воспоминаний о войне. Его посттравматическое расстройство дает о себе знать через флешбеки о тех утратах, которые ему пришлось пережить. Более того, опухоль мозга не позволяет переработать травму. Расщепление психики Хана приводит к тому, что он оказывается в ловушке собственного сознания, которым управляют ярость, агрессивные импульсы и скорбь по утраченным любимым объектам.
Облик добродушного, безобидного, вызывающего жалость и сочувствие человека помогает Хану найти себе помощника-водителя. Им становится официант Ин Гю. Как в фильме «Соучастник», водитель такси должен быть заложником наемного убийцы, роль которого играет Том Круз, так и в фильме «Помнить» Ин Гю вынужден помогать преступнику.
Общение Хана и Ин Гю становится той сентиментальной сюжетной линией, благодаря которой фильм не воспринимается, как культовый кровавый корейский триллер «Олдбой» режиссера Пак Чхан Ука. Его трилогия мести («Сочувствие господину Месть» (2002), «Олдбой» (2003) и «Сочувствие госпоже Месть» (2005) уже стала классикой фильмов по этой теме, объединив смыслы и символы множества разных произведений, от «Графа Монте-Кристо» до комиксов и эпической дилогии Тарантино «Убить Билла» и «Убить Билла 2».
Несмотря на разницу в возрасте, их общение быстро перерастает в дружбу, в которой воссоздается паттерн отцовско-сыновьих отношений. Хан обучает и наставляет Ин Гю, помогает решить его проблемы, а Ин Гю в свою очередь старается пробудить в Хане все то живое, что еще может помочь ему жить дальше, несмотря на чувство вины и всепоглощающий гнев.
Еще один значимый персонаж фильма – детектив Кан. Спокойный, внимательный к деталям, обладающий интуицией полицейский – классический Шерлок Холмс. Он составляет цельный образ произошедшего по всем законам жанра: выезжает на место преступления, анализирует факты и улики, фокусируясь как на главных, так и на второстепенных деталях, а также отбрасывая ложные разгадки перед тем, как сделать окончательный вывод. Классическая схема построения детектива прослеживается и в построении сюжета: в фильме есть один детектив, обвиняемый не является профессиональным преступником и убивает по личным мотивам, нет романтической линии, все происходящее имеет рациональное объяснение, в финале зрителей ждет неожиданная развязка.
Фильм «Помнить» снят качественно и профессионально, несмотря на то, что это всего лишь второй фильм режиссера Ли Иль Хена. Первый фильм «Жестокий прокурор» был снят в 2016 г. и также является детективом. Его основная тема – восстановление справедливости.
Идея восстановления справедливости, а также обращение к историческому прошлому – популярные темы в корейском кинематографе. Например, получивший приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале фильм «Штрихи огня» Лим Гвон Тхэка описывает внутриполитическое напряжение в Корее, а самый известный корейский детектив «Воспоминания об убийстве» режиссера Пон Джун Хо считается шедевром мирового кинематографа.
Цельность фильма «Помнить» достигается благодаря единству темы, идеи и композиции. Внимание зрителя удерживается отклонением от линейной структуры и последовательного повествования. Расхождение сюжета и фабулы, позволяющая акцентировать внимание зрителей на центральном эпизоде фильма кольцевая композиция, флешбеки с видеохроникой и монофоническое повествование от лица героя не просто раскрывают характеры и воссоздают реалии прошлого, а делают это максимально драматично, чтобы эффектно транслировать на кинематографическом языке зрителям основное сообщение создателей фильма: «У тех, кто цепляется за прошлое, нет будущего», а помнить нужно не только о том, что было, но и о том, что есть.
Текст: Инна Зайцева