“..внизу земля, а сверху гром
а сбоку мы, кругом земля
над нами Бог в кругу святых
а выше белая овца”
(Д.Хармс “Овца”)
19 декабря на сцене Большого Театра Кукол состоялся премьерный показ спектакля Студии-театра Бызгу (СТБ) «Хармс-Шардам или полёт в небеса».
Театр молодой, родился в 2022 из выпускников РГИСИ курса Сергея Дмитриевича Бызгу. Это уже вторая премьера ребят. В октябре в Лендоке они впервые сыграли сиквел «Детей проходных дворов» (самого аншлагового спектакля в Учебном театре на Моховой) - НЕ_СПЕКТАКЛЬ в концертном жанре «Дети проходных дворов vol. 2.0. Concert Version». У «Хармс-Шардам или полёт в небеса» (режиссёр - художественный руководитель СТБ Сергей Дмитриевич Бызгу) тоже сложно определить жанр - то ли комедия, то ли трагедия, то ли фарс. Как и все абсурдно-сюрреалистическое творчество основателя объединения ОБЭРИУ сложно поддается встраиванию в какие-либо рамки.
Удивительно, как стремительно сменялись эпохи за короткую жизнь Хармса - он прожил всего 36 лет, застал две войны, революцию…Как он пережил переход от авангардных, бурлящих энергией, творчеством 20-х к душным, официозным, страшным 30-м? Он видел и понимал реальность, но не мог становиться ее частью, предпочитая прятаться в абсурдном черном юморе и гротеске. Хармс умер от голода в психиатрической больнице в блокадном Ленинграде в забвении, лишь спустя десятилетия его начали публиковать - в СССР и за рубежом.
Сегодня он - один из символов Петербурга. Помните, как история с закрашенным граффити взбудоражила и объединила общественность, даже не большие поклонники творчества Хармса заглядывали летом в “Подписные издания”, чтобы купить томик его рассказов и улыбнуться витрине с воссозданным граффити. А ещё в Петербурге много ставили и ставят спектаклей по Хармсу - “Елизавета Бам” в БДТ и Кукольном театре сказки, “Ха-Ха-Хармс” в Музее Ахматовой, “Чёрно-белый Хармс” в арт-кафе “Подвалъ Бродячей собаки”, “Даниил Хармс. История СДЫГР АППР” в Таком театре и, конечно, ежегодный спектакль-променад “Маршрут Старухи”.
В чём причина такой популярности и почему в СТБ тоже будет свой Хармс?
“Я очень люблю Хармса, мы много ставили по нему в детской студии, его взрослое творчество я тоже знаю хорошо. В этом году поступал новый курс, и Хармса звучало очень много. Абитуриенты читали, понимая и не понимая его. И возникла мысль обратиться к его творчеству и поставить спектакль - интересно, что почти в одно время с артистами СТБ.
Хармс жил в такое время… время разлома. И мне показалось, что это время совпадает с сегодняшним днем. Мы читали его рассказы, детские стихи, отрывки из дневников и писем, отбирали вместе, думали. Так что получилось коллективное творчество” - Сергей Дмитриевич Бызгу.
Начинается спектакль по-хармсовски! Долгая назидательная просьба выключить мобильные телефоны, многократные выходы актеров и задергивание занавеса, неожиданное появление маленькой девочки с легендарным “Нас всех тошнит!”.
А дальше - калейдоскоп из десятков этюдов ребят, словно цветных стёклышек, которые переливаются всеми гранями талантов. Герои хармсовских рассказов - жители одной коммунальной квартиры, они выясняют отношения, поддерживают друг друга (коллективно расследуют вместе с растерянным героем Игоря Астапенко, что идет раньше, 7 или 8?), беззлобно ссорятся. В этой квартире царит бедность, лишь пара обшарпанных стульев да плита. Но персонажи не видят окружающую действительность, и “разрухи в головах” у них нет, они парят в маниловских фантазиях…хоть и проникают туда порой милиционеры! Узнаем персонажей, забредающих из разных произведений, мы благодаря и безупречным костюмам эпохи. Художник-постановщик Мария Медведева (Гросс) создавала их совместно с ребятами - те придумывали силуэты, а она отталкивалась от ощущений героев, подсвечивая ярче характеры. А ещё костюмы функциональны - актеры успевали переодеться буквально за секунды и вынырнуть из-за кулис в новом образе.
Особую атмосферу абсурда создает и музыка - Василий Чернобылов играет на инструменте, не касаясь его. Это терменвокс, пространственный электромузыкальный инструмент, протяжные инопланетные звуки извлекаются за счет изменения музыкантом расстояния между рукой и антенной. Все по-хармсовски, будто бы и немузыка!
Поклонники Бызят знают Варю Терехову как тонкую драматическую актрису (ее Урсула в “Буэндиа” - моя любовь), в «Хармс-Шардам..” же она играет экзальтированную Иду Марковну и завораживает своим комедийным талантом. Макс Райченок и Валерия Ермошина - вечно пьяненький Иван Иваныч и его супруга, но даже сквозь их ругань светятся любовь и настоящая страсть. А неузнаваемая Дворничиха? Это тоже Валерия Ермошина!
Если бы была номинация за лучший (и неожиданный!) дуэт, ее несомненно получили бы Влад Низовцев и Юрий Дементьев - их суровый Машкин и вдохновенно танцующий Кошкин, коварный Пакин и послушный Ракунин, внезапно предстающие в узнаваемых образах Моцарта и Сальери - чистый восторг!
Спектакль - возможность не только насладиться комедийным даром Бызят, но и ощутить тепло, потрясающую “химию” между актерами, которые за годы учебы понимают друг друга с полувздоха и кивка головы, их огромную любовь друг к другу и к своему художественному руководителю Сергею Дмитриевичу.
“Я в восторге от того, как вот это все нанизано на единую нить, как сложилось в единую картинку всё. Ребята все бесподобны. Очень многие сцены хотелось смаковать. Буду ходить! Мои дети” - подслушиваю диалог постоянной зрительницы, влюблённой в творчество Бызят.
Всех хармсовских героев можно назвать чудиками, они легкомысленные, порой наивные и нелепые, но в каждом живет творец, который в выдуманном безопасном мирке стремится к миру и гармонии. Они - мы, будто в замедленной съёмке летящие на салазках в неизвестность: “Когда тонкая фарфоровая чашка падает со шкапа и летит вниз, то в тот момент, пока она ещё летит по воздуху, вы уже знаете, что она коснется пола и разлетится на куски”.
Приходите на время спрятаться от реальности в искрометно-абсурдный, безумно красивый хармсовский мир иллюзий. Следующий показ 12 января.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии Александры Горбунцовой