«Осень — хорошее время, если вы не ботаник,
если ботвинник паркета ищет ничью ботинок:
у тротуара явно ее оттенок, а дальше —
деревья как руки, оставшиеся от денег».
Осень завершает свой тихий, надменный ход, а значит, время подводить итог. Время пожинать плоды и готовиться к зиме.
Для актёра и режиссёра Паши Михайлова эта осень действительно плодотворна. Именно в нынешнем году текущего сезона случилась премьера четвёртого моноспектакля по стихотворениям знаменитого Нобелевского лауреата.
Как 27 ноября в «Карлссон Хаус» рассказал сам Паша, который — при помощи театральных средств — доносит до людей творчество Бродского вот уже 10 лет, непроизвольно в его репертуаре появились четыре «набора стихов». «Бродский. Лето» — это поэтические тексты, которые оформились давно — он читал их ещё на экскурсиях по местам поэта. Затем возник «Бродский. Зима» — рождественские и зимние стихи. Прошлой весной родился «Бродский. Весна». А сейчас пришло время для осенней лирики. Спектакль «Бродский. Осень» — в большей степени посвящён ссылке поэта в 1964 году в деревню Норинская Архангельской области, где он провёл полтора года.
В начале постановки, что длится чуть больше часа, актёр проводит небольшой ликбез: рассказывает о месте вынужденного пребывания Иосифа, ставшем музеем, — почти глухом, безлюдном, отлично подходящем для недельного ретрита, если есть желание отдохнуть от городской суеты; объясняет некоторые сложные метафоры, которые встречаются в стихах; делится своими впечатлениями как человек, посмотревший на северную, неласковую осень глазами поэта.
Затем звучат стихи — громче и едва слышно, с листа и наизусть, нараспев и через силу, в сопровождении звука зажженной керосинки и в полной тишине. Но всегда пронзительно, достигая самого центра зрительского сердца.
Реквизиты минимальны и просты — как все гениальное. Рабочие рукавицы, жилет, стол, стул, образ печки за спиной, гармошка.
Впервые пришедшие посмотреть этот спектакль Паши наверняка восторженно изумятся — такого Бродского они не знали. Бродский бывает самым разным и непредсказуемым. А интонации прочтения подкупают и вызывают желание прийти сюда ещё раз, не меньше, чем тексты.
Часто приходится встречаться с мнением, что стихи Иосифа Александровича — ввиду обилия иносказаний — сложные, витиеватые, мудреные, непонятные. Но благодаря Паше лирика Бродского звучит современно, ярко, уместно и на сто процентов понятно.
Кстати, в упомянутом осеннем «наборе стихов» нет знаменитого «Осеннего крика ястреба». Это поистине зимнее стихотворение можно будет услышать уже 17 декабря: на уютном — как рождественские святки — спектакле «Бродский. Зима».
Текст и фотографии: Татьяна Кононова