В год 200-летия со Дня рождения Федора Михайловича Достоевского театр им. Ленсовета решил обратиться к роману "Бесы". Это сложносочиненное, наполненное персонажами, событиями и размышлениями произведение уже не раз ставили в театрах и экранизировали.
Сложность и одновременно интерес кроется в том, что каждый трактует роман по-своему и выделяет свою линию, свой путь в этом тексте Достоевского. Алексей Слюсарчук с артистами задумал и заявил свой путь как реконструкцию в трех актах.
Реконструкция - это восстановление чего-либо по сохраненному описанию. Восстановлением как раз занимаются актеры и режиссер. Отрывки видеозаписи этого процесса нам показывают на заднике сцены до того, как прозвенит третий звонок. Сама сцена наполнена тряпичными куклами, нет, не симпатичными или реалистичными, а страшными, разрисованными крестьянскими старухами. Тут же лежат стопки книг и стоят батареи бутылок. На заднике демонстрируют графику: неприглядный провинциальный городок и бродячая собака на переднем плане. В процессе действия задник будет окрашиваться в каждом акте своим цветом. В первом акте - белый, во втором - черный, в третьем - красный.
Постановка выглядит классической - исторические костюмы и атрибуты мебели, линейное развитие событий. Но сам спектакль лишен при этом пафоса морализаторства или философии, он не сух в своей академичности. Герои и события проявляются в нем путем выставления их, в буквальном смысле, на передний план. В ткань театра введена роль рассказчика-комментатора, который привносит отстраненность. Так мы получаем линейное развитие событий, которые периодически разворачивают в зал. Герои чаще находятся в глубоком диалоге друг с другом, а не с залом. Бесовщина, будь то бес в ребро, одержимость всевластием или своеволием низведены до теней, мелькающих между нами, видится та недотыкомка, о которой писал Сологуб. Спектакль получился про зло и темную сторону, которые есть в каждом и способны внезапно овладеть нами.
В тонких полутонах рассказана история Степана Трофимовича и Варвары Петровны, она наполнена нежностью, отчаянием, самоотдачей и существованием вопреки. Актеры держат нить этой связи из сцены в сцену. Надо отметить исполнение Ильей Делем роли Игната Лебядкина. Чаще всего этого персонажа показывают как грубого, резкого, опустившегося человека. Илья, наоборот, показывает нам ранимость, зависимость и тонкую душу этого непризнанного поэта.
Иван Батарев являет своего героя, Петра Верховенского, сильным, уверенным, хитрым змеем, который манипулирует и запугивает. Он красив и дерзок. Николай Ставрогин, которого играет Никита Волков, противоположен Верховенскому, он холодный и отстраненный, но при этом иногда у него прорывается внутренний ад, который он постепенно укрощает и потом укротит навсегда.
Режиссер берет в реконструкцию главу “Исповедь Ставрогина”, но здесь она больше похожа на рассказ человека, который, рассказывая, осознает, что он сделал и ужасается. Его покаяния зритель не видит.
В спектакле больше рассматриваются человеческие аспекты истории, чем их исторический контекст, здесь не будет длительных споров о славянофилах и западниках, только Кириллов будет искать Бога, но даже это будет выглядеть личной историей, а не новой истиной. Шигалевщина упоминается, но нет ее досконального разбора. Зато есть сильный и страшный монолог акушерки о саморазрушающемся мире вокруг нас, о человечестве, которое уничтожает само себя, о ненужных людях.
У Алексея Слюсарчука получился спектакль про людей, про бесов, с которыми мы рождаемся и живем рядом, про всё, что мы не смогли победить в себе и во времена, Достоевского, и сейчас. "Бесы" - спектакль о тех координатах добра и зла, которые стоит держать перед глазами во все времена.
Текст: Наталья Яковлева
Фотографии Театра Ленсовета