Первое, что поражает в спектакле "Зверский детектив" (по книге Анны Старобинец), это насколько он легок, слажен и энергичен, словно трейлер к боевику или первая сцена мюзикла. Актеры мгновенно исчезают и появляются, меняя ушастые шляпы и, соответственно, героев, со скоростью иллюзиониста. Яркие всполохи света, создающие сложную партитуру (художник по свету Ксения Козлова), громкая, ритмичная музыка (композитор: Евгений Серзин, музыкальное оформление: Никита Хромов). Пространство (художник Марина Завьялова) собрано из крайне простых элементов - на сцене стол-полено, два стула-пенька да четыре дерева-силуэта, вот и вся декорация, в которой разворачиваются погони, аресты, автомобильные аварии и подземные подкопы. Удается создать даже прилёт вертолета - из глубины сцены, в мигающем свете и гудении появляется Филипп Бородин, крутя в руках белую вешалку. И то, что в тексте выглядит почти бессмысленным набором слов, на сцене превращается в абсолютно настоящий вертолет.
Бородин, играющий в спектакле все мужские роли, кроме двух главных, становится абсолютной звездой «Зверского детектива», кажется, что законы физики на него не распространяются, его пластика – пластика героя мультфильма, а не живого человека. Волк, Койот, Крот, Заяц, Выхухоль, каждый новый герой – новый темперамент, тембр, даже рост, кажется, меняется. На жизнь его героев смотришь, не отрывая взгляд, как на персонажей серьезного детектива, забывая, что это детская сказка.
К сожалению, что это «детская сказка», не в самом комплементарном смысле слова, периодически приходится вспоминать, поскольку значительные вопросы вызывает сюжет спектакля, а так же мир, в котором живут герои. Это частая проблема детских произведений - как сохранить всеобщее дружелюбие и миролюбие внутри истории, если настоящие звери безжалостно поедают друг друга? Кто-то вообще не поднимает этот вопрос, кто-то начинает придумывать оправдания. В «Зверском детективе», увы, логика провисает - оказывается, что зайцев есть плохо, а жуков (которые обладают таким же сознанием, как и другие звери) вполне можно.
Более того, в какой-то момент фантастический драйв спектакля начинает тяжелеть: так же, как электронный бит без мелодии в какой-то момент начинает утомлять своей заводной громкостью, как возбуждение, которое он вызывает поначалу, постепенно уменьшается, так и «Зверский детектив» попадает в паттерн, внутреннее развитие замедляется. В какой-то момент на ум приходят многосерийные детективы, в которых нет необходимости для эволюции героев, ведь они только инструменты для раскрытия тайны и вчера сегодня завтра должны оставаться одинаковыми. Однако, если учитывать «законы жанра», нельзя не восхититься слаженной работой актерского ансамбля и его экспрессивностью. Режиссер Екатерина Ложкина-Белевич создает историю, которая по своему внутреннему напору, азарту и сложному сюжету легко может соперничать с популярными мультфильмами типа «Зверополиса».
Текст: Соня Дымшиц
Фото: Алексей Федоренко