Поэма "Спекторский" Бориса Пастернака - непростое для восприятие произведение, полное метафор и категоричности, тернистое и запутанное. Но тем интересней смотреть, как оно разыграется на сцене. На спектакль решился ЦЕХЪ театр, премьера состоялась в сентябре. Режиссёр - Владислав Комаров.
Мы видим фигуру в узкой полоске света на фоне кирпичной стены, по которой идет трещина. Внутри треснуло, время надломилось. Контрастная мужская фигура очерчена, слышен звук закончившейся пластинки, ритмичные удары. Тревожное настроение, огромные цифры 1919 год светятся на стене. Иван Решетняк, исполняющий роль Автора, медленно застегивает жилетку, надевает пиджак и начинает рассказ про настоящие дни, лицо наполнено серьезностью и той особенной грустью, которой полон взгляд поэта на портретах. В противовес ему тонко откликающийся на всё, высокий худощавый Сергей Горелов играет Сергея Спекторского. Спекторский - молодой поэт, чья жизнь протекает среди любви, дружбы, революций, новогодних посиделок и перекраиваемой Москвы. Спекторский выдыхает свои стихи любимой женщине в ладони, бегает кругами от любви, впадает в отчаяние, когда не может отыскать любимую среди маскарадных масок. Афиши, кошки и столбы наполняются невозможной красотой в его глазах, он то воодушевлен, то задумчиво рассеян, как Блок в поисках незнакомки. В этом спектакле незримо присутствуют тени поэтов серебряного века, они будто кружат среди нас и просят узнать их, проникая в интонации Спекторского. Автор же, как и подобает, пытается держаться отстранённо, но это не получается, он сочувствует своему герою. Эта пара образует не противоположность или двойников, а скорее братство.
Женщины Спекторского прекрасны, они решительные патриотки, дочери народовольцев, заботливые сестры, трагические поэтессы и растворяющиеся в любви дворянские дочери. Все они искренне и сильно любимы, все они ярко горят, оживляя и наполняя бытовые детали своей восторженностью.
Для героев в пространстве сцены выстроен лес из столбов страниц, листы не сжаты в плотные пачки, а наоборот - дышат пространством между ними. Здесь важно, чтобы было много воздуха, ведь надо читать стихи и не сбиться. Бумажные колонны становятся домом для романтических встреч и новогодним еловым лесом, и тут же московскими улицами, по которым ездят ямщики. Между ними так удобно играть в догонялки, прятаться за ними и обниматься в их тени, с них можно читать стихи любимым и мять их в руках, тревожась от телеграмм.
Будут высвечиваться года на стене, будут революции. Закатное солнце озарит лица, герои будут молчать, с нервно напряжёнными скулами. От их дружбы и любви останутся предметы в описи и случайно выпавшие невесть откуда фотографии. Страницы упадут в кучу, будут окрашены красным светом, потеряв свою белизну, как и герои они не смогут сохранить своей целостности. После они и вовсе будут небрежно собраны и заперты в чемодан, как запрут в себе восторженность, сентиментальность и воспоминания о былом герои.
Эта история людей, которые были воспитаны и выросли в иные времена, прочувствовали восторг перемен 1905 года, теперь должны жить в новых реалиях 20-х, но они не могут, они все дальше и дальше отстают от времени, они уже не его герои. Ведь в эти годы нужны герои или мятежники. Сейчас, когда времена отдаляются от людей, поэма становится еще ближе. То чувство, которое трудно описать словами, зыбкость переходных времен, сейчас можно услышать в спектакле "Спекторский", поэме, чьи метафоры очень отстраненные, но способны выразить настоящий момент. Ведь стихи нужно читать вслух, именно тогда они набирают силу и воздух, и отдают те чувства и мысли, которыми их наделил автор.
Текст: Наталья Яковлева
Фотографии ЦЕХЪ театр