8 ноября в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением Максима Алексеева исполнит программу, посвященную 90-летию со дня рождения Сергея Слонимского: прозвучат фантазия для оркестра «Петербургские видения», посвященная композитором Юрию Темирканову, и Симфония № 21 «Из “Фауста” Гете», солистка – меццо-сопрано Ирина Шишкова. В программу второго отделения вошли классические партитуры: симфоническая поэма «Прелюды» Листа и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского.
Музыке Сергей Слонимского также будут посвящены два ноябрьских концерта в Малом зале филармонии: 23 ноября программа «Сергей Слонимский и его школа» прозвучит в рамках XXXIII Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути», 25 ноября программа «Сергей Слонимский. Лики творчества» продолжит абонемент Малого зала «В кругу великих имен».
Сергей Слонимский – патриарх петербургской композиторской школы, один из лидеров современной отечественной музыки, ушедший из жизни в 2020 году. На протяжении без малого семидесяти лет музыка Слонимского составляет неотъемлемую часть афиши Петербургской филармонии: впервые она прозвучала в Большом зале исполнении Симфонического оркестра филармонии (ныне – Академический симфонический оркестр) под управлением Николая Рабиновича 30 ноября 1953 в рамках концерта-смотра творчества ленинградских композиторов. С тех пор сочинениями Сергея Слонимского в этом зале дирижировали Юрий Темирканов, Николай Алексеев, Александр Дмитриев, Владимир Альтшулер, а также Александр Лазарев, Юрий Симонов, Александр Титов, Михаил Юровский, Арвид Янсонс, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин и многие другие именитые музыканты. В Большом зале филармонии прошло множество мировых премьер сочинений Сергея Слонимского.
Все партитуры, вошедшие в программу концерта 8 ноября, написаны в опоре на литературную первооснову. Симфоническая поэма «Петербургские видения», эпиграфом к которой стали строки из романа Достоевского «Бедные люди», была создана Сергеем Слонимским в 1995 году по инициативе Юрия Темирканова, неоднократно дирижировавшего этой партитурой впоследствии. Симфония № 21, по словам автора, была инспирирована работой Александра Сокурова над фильмом «Фауст»: «он мне давал сценарий, – рассказывал Сергей Слонимский, – Это заставило меня перечитать “Фауста” Гете, увидеть там очень много глубоких, современных идей – и родились музыкальные мысли. Первая часть называется ”Фауст”. То есть это человек, ищущий, с одной стороны, смысла жизни, смысла бытия, а, с другой стороны, жаждущий прекрасного мгновения, которое, однако, дается ему ценой самой жизни. <...> Вторая часть называется “Песня Маргариты”, вокальная часть, на подлинный текст немецкой песни “За прялкой”: ”Мой покой исчез, мое сердце тяжело” – очень известное у музыкантов стихотворение, и Шуберт писал на эти стихи, и не только. <...> Третья часть – “Вальпургиева ночь”, где, конечно, просвечивает мефистофельский дух отрицания, который, однако, гнездится в самом Фаусте».
Билеты на концерт Академического симфонического оркестра под управлением Максима Алексеева доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
Максим Алексеев – главный дирижер (с 2018-го) и художественный руководитель (с 2022-го) Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга, дирижер петербургского Театра музыкальной комедии. Регулярно выступает с Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии.
Получил музыкальное образование в Хоровом училище имени М. И. Глинки и в Санкт-Петербургской консерватории, которую окончил по специальностям «хоровое дирижирование» (класс Е. Кудрявцевой) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Н. Алексеева), прошел ассистентуру-стажировку. В 1999–2001 годах работал ассистентом главного дирижера в Ульяновской филармонии. В 2001–2018 годах – дирижер Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, где под управлением музыканта состоялись более 30 различных спектаклей, среди которых «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Золушка». Представил премьеры балета «Пахита» (номинация на премию «Золотой софит», 2003) и балета на музыку Бетховена «Танцсимфония» (номинация на премию «Золотая маска», 2004). Сотрудничал с рядом российских оркестров, с Эстонским национальным и Корейским симфоническими оркестрами, с оркестром Национального театра Чехии.
Ирина Шишкова – лауреат Всероссийского конкурса оперных певцов имени А. Пирогова в Рязани (I премия, 2006) и Международного конкурса оперных певцов имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2009), дипломант Международного конкурса Competizione dell’Opera в Дрездене (2010).
В 2008 году дебютировала на сцене Новосибирского театра оперы и балета в партии Кармен, затем состоялись гастроли с труппой театра в Сеуле. За дебютом на сцене Мариинского театра в партии Композитора («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса) в 2011 году последовали выступления в операх Моцарта, Россини, Гуно, Чайковского, Римского-Корсакова, Оффенбаха, а через два года – европейское турне с труппой театра в городах Швейцарии, Великобритании, Италии, Франции, Германии и Австрии. В 2011 году также состоялся дебют певицы на сцене Латвийской национальной оперы и на фестивале Crescendo, а затем выступления на сцене вашингтонского Кеннеди-центра с Уральским филармоническим оркестром под управлением Д. Лисса. В 2014-м она дебютировала на сценах Михайловского театра (Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова) и Женевской оперы (Ольга в «Евгении Онегине» Чайковского). Выступала на таких концертных площадках, как гамбургский Лаисцхалле, сцена Московского Кремля, Филармония Куала-Лумпур (Малайзия), а также на Майорке. В мае 2022 года с успехом исполнила заглавную партию в опере Бизе «Кармен» в Большом национальном театре города Лима (Перу) на фестивале GRANDA. Концертный репертуар певицы включает партии в цикле Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», кантате Прокофьева «Александр Невский», Реквиеме Дворжака, «Свадебке» Стравинского.