А кто обещал жить, как все?
Когда весь город пошёл смотреть "Костика" в БДТ, мы выбрали событие не менее значимое - спектакль Петра Шерешевского "Конформист" в обновлённом составе. Он поставлен по книге Альберто Моравиа 1951 года, где описан период фашизма в Италии. Спектакль рассказывает о системе, питающейся человеческой кровью, и стране, которая сошла с ума от ненависти.
Главную роль, Марчелло, тайного агента правительства, "нормального человека, такого же, как все", сыграл Антон Пиджаков. Происходящие в спектакле события вызывают в этом актёре внутренние переживания, в его глазах мы видели слёзы. Его герой человек, который просто выполнял приказ, так оправдывавались нацистские преступники в Нюрнберге. Правительство наняло Марчелло для убийства, но нет ощущения, что эта "работа" доставляет ему удовольствие. Жизнь героя не удалась. Марчелло женился на нелюбимой, чтобы быть как все, а после свадьбы, в аду, творящемся вокруг, нашел настоящую любовь. Только вот счастливым это никого не сделало, потому что мир слишком болен, чтобы его могли спасти любовь и красота. Марчелло кричит: "Что такое любовь?". Никто ему не ответит.
Нелюбимую жену Марчелло Джулию играет Лидия Марковских. Это глубоко травмированная сексуальным насилием, пережитым в подростковом возрасте, героиня, которая на обломках рушащегося мира мечтает построить семейное счастье с уютным домом и оравой детишек. А она будет играть на пианино, и музыка эта, возможно, сможет заглушить звуки взрывов и крики умирающих.
Конечно, отдельную любовь зрителей завоевал Даниил Иванов. Одинаково ярко и талантливо играя мужские и женские роли, этот космический актёр органично существует как в центре сюжета спектакля, так и на заднем плане, танцуя и явно кайфуя от происходящего.
Не перестаю восхищаться Светланой Балыхиной, она богиня: трогательная, сильная и настоящая. В "Конформисте" Светлана играет мать Марчелло - женщину, которая не боится любви и ищет её.
Олег Попков, хорошо знакомый мне после "Обыкновенного чуда" и "Герба города Эн", играет профессора Квадри, противника фашистского режима, а также психически больного отца Марчелло. Сцена в психиатрической больнице тяжело ударяет по тебе своей жуткой актуальностью. Фашизм и болезненный ура-патриотизм - это, конечно, психические отклонения. Люди, которые считают, что их нация в чем-то превосходит другие, а, значит, представителей других этносов можно истреблять, - глубоко душевно и духовно больны, даже если сами не сделали ни одного выстрела. Иногда и слова убивают.
Надежда Черных играет возлюбленную Марчелло. Её героиня живет будто не свою жизнь, она любит женщин, но при этом замужем. Надежда создала трагический образ сильной свободной личности, имеющей твёрдые убеждения и готовой за них бороться.
Наконец, в спектакле играет Андрей Зарубин. Фразой, которой он обращается к залу в начале первого и второго действия: "Уберите ножки с моей дорожки" стала альтернативным названием этого текста. Андрей воплотил в этом спектакле самые разные роли: и врача-психиатра, и министра, и даже мать Джулии. В его персонажах смешалось трагическое и комическое. Без юмора наша жизнь была бы слишком невыносимой.
Петр Юрьевич поставил очень глубокий и сильный спектакль. Его действие происходит в середине прошлого века, и все же эта постановка про нас, наше травмированное насилием, нищетой и войной общество. Думаю, человечество спасёт даже не доброта, а критическое мышление. По телевизору рассказывают всякую чушь, что можно убить тех, кто говорит на другом языке, уничтожить чужую культуру, захватить территории. Нормальные люди на это говорят: "Что вы вообще творите?". Конформисты, напротив, радостно соглашаются и поддерживают, ведь убивать людей и входить на танках в чужие страны так весело. Предлагаю отключить им телевидение, изолировать от общества и заставить читать книги. Они смогут вернуться к нам, если сдадут экзамены на адекватность и эмпатию. Быть пособниками военных преступлений некруто, старайтесь по возможности этого избегать.
Текст: Алла Игнатенко
Фотографии КТМ