Давно мне не было так радостно, странно, больно и страшно, как от "Идиота" Петра Шерешевского в Приюте комедианта. В этом печальная суть Достоевского и русской классики - все несчастные, а в конце кто-нибудь умирает. От премьеры в Приюте на ушах стоит весь Петербург, поэтому 6 ноября на Садовой собралась богема: пришли, например, Александр Лушин и Александр Платунов, и прочие люди, знающие толк в театре, каждый из которых смог бы написать текст в сто раз лучше меня. Я, конечно, не перечитывала "Идиота" и никак не готовилась к спектаклю - планировала просто наслаждаться и проживать то, что предлагает Достоевский через призму Шерешевского. На спектаклях по Достоевскому я почему-то часто оказываюсь в углу зала, и наш угол опять был самым включённым и смеющимся.
"Идиот" принёс мне целый ряд актёрских откровений. Начать стоит, разумеется, со смыслового центра спектакля, космического человека, в своих чувствах к которому я без обиняков признаюсь - Ильи Деля. Сквозь пронзительный взгляд его Мышкина сквозит безумие и детство. Это самый светлый персонаж спектакля, и возникает чувство, что самые чистые из нас, те, кто ещё не разучился любить, - юродивые и помешанные. Они больны душевно, но все остальные - духовно.
Никогда я не видела на сцене и Антона Падерина, играющего Парфена Рогожина, полубандита из 90-х, одетого в косуху и спортивные штаны. Цель всей его жизни - Настасья Филипповна, её он и покупает, как новый айфон, красивую блестящую машину только из автосалона. Это та самая любовь, которая убивает, "не доставайся же ты никому". В дрожь меня бросает от Антона в этой роли, столько в нем ненависти и подлинной жизни.
Настасью играет Татьяна Ишматова, и её героиня настолько сломлена, что хочется умереть. Это тоска, которая не находит выхода. Это жизнь, которая оборвалась ещё в детстве, убитом, израненном, преданном, истерзанном, и закономерно ведёт к заранее определённому печальному финалу. Счастью и покою здесь места быть не может.
С Александром Худяковым мы уже хорошо знакомы по КТМ. Это прекрасный и добрый актёр, который играет сплошь обаятельных подонков. Я думаю, Сашино тёмное альтер-эго прорывается наружу, требует голоса. В "Идиоте" Саша играет Ганю, готового на всё ради денег, вполне себе человека 21 века, который будет говорить и делать даже то, что его уничтожает изнутри, лишь бы за это платили.
Елизавета Прокофьевна Епанчина (Татьяна Самарина) - любящая жена и мать, которая на руинах своей семьи устраивает праздник с тортом. Иван Федорович Епанчин (Геннадий Алимпиев) живёт по принципу: мир рушится, но мы будем пить и танцевать, и после нас хоть потоп. Аглая (Анна Саклакова), играя на пианино детские песенки, оттеняет этим ужас, боль и насилие, царящие вокруг. От этого становится ещё страшнее
Пётр Юрьевич в "Идиоте" показал весь ад человеческой души. Отцы совращают дочерей, женихи убивают невест, любви, надежды и веры больше нет. Спектакль дышит безысходностью и безнадёгой, но, как всегда у Петра Юрьевича, мрачные печальные темы поданы живо и ярко. Трудно скатиться в тоску, когда герои вкусно едят шаверму и роллы из "Достоевского", а дом украшен шариками к празднику. В мире очень много боли, но мы всё ещё способны влюбляться, общаться с теми, кого никогда прежде не видел, как с близкими и родными людьми, смеяться над дурацкими картинками из интернета и ждать, что добро победит. Пока оно проигрывает, но мы рассчитываем на реванш.
Текст: Алла Игнатенко
Фотографии Приюта комедианта